Законопроект Минпромторга заставит маркетплейсы усилить контроль качества товаров
Новый механизм станет стимулом для маркетплейсов усилить проверки в отношении предпринимателей, которые желают работать на интернет-площадке, недобросовестным буду отказывать. Так ситуацию прокомментировала Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза интернет-торговли, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, член генсовета «Деловой России». Минпромторг подготовил законопроект, согласно которому деньги за некачественные товары должны будут возвращать маркетплейсы.
«Анализ аналогии свидетельствует о том, что предложение Минпромторга логично, последовательно и укладывается в традиции делового оборота. Суть этого предложения заключается в том, чтобы маркетплейсы как организаторы этой цифровой торговой платформы несли равную с продавцом ответственность перед потребителем. В результате покупатели начнут обращаться в службу досудебного урегулирования при маркетплейсе. Там потребители смогут обозначить свою проблему, и быстро получить решение - возврат денег, замену товара», – сказала Екатерина Авдеева.
Она добавила, что все попытки маркетплейсов позиционировать себя лишь как агрегаторов, как площадки, которые только размещают товары на сайтах, были бесперспективными. Ведь важно защитить права потребителя, который приходит на сайт, площадку крупного маркетплейса и ассоциирует свою покупку-продажу именно с ним, а не с тем ИП, небольшой компанией или самозанятым, которые этот товар непосредственно продают.
«Мы можем вспомнить и Яндекс.Такси, который также пытался выставить себя исключительно агрегатором и Верховный суд указал ему об ответственности перед потребителем, – отметила Екатерина Авдеева. – Новый подход регулятора станет стимулом для маркетплейсов в порядке саморегулирования усилить проверки в отношении предпринимателей, которые желают работать на их площадке, и начнут отказывать недобросовестным в работе с платформой. Торговые площадки начнут отслеживать продавцов и заботиться о качестве товаров и об отсутствии нарушения законодательства».
По её словам, такой подход очень сильно снизит нагрузку на суды. Так как можно будет ожидать, что обращение в суд будут инициировать сами маркетплейсы, исчерпав все возможности досудебного урегулирования. Сейчас большие компании присутствуют не на всех судебных заседаниях, а значит, суду непонятна их позиция. Судьи вынуждены как минимум один раз переносить заседание из-за неявки сторон, а если обе стороны все же являются, то стороны начинают отстаивать свою позицию и решение спора еще больше затягивается.