Введение ответственности за подложные налоговые декларации устранит правовую неопределенность
21 декабря в Госдуме РФ предложили внести в законодательство уголовную ответственность за сбыт и представление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева оценила эту инициативу парламентариев.
– Законопроект, направленный на устранение пробелов и правовой неопределенности в отношении квалификации «бумажного» НДС, неоднократно обсуждался на площадке Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов в тесном диалоге с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей, Следственным комитетом, ГУЭБиПК и Следственным департаментом МВД России, налоговыми органами, представителями научного и экспертного сообщества. «Деловая Россия» всегда держит курс на сбалансированный подход, который является результатом дискуссии и учитывает все мнения.
Актуальность нововведения обусловлена тем, что широкое распространение получили случаи сбыта подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Возросло и количество поступающих в адрес Экспертного центра обращений предпринимателей. Преступная схема заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. Счета-фактуры и налоговые декларации сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы. За указанные действия организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов.
Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности, до того момента пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик.
От решения поставленных проблем напрямую зависит устранение формальной конкуренции ст. 173 и ст. 199 УК РФ, согласно которым к ответственности привлекаются реальные и фиктивные лица соответственно, а также в долгосрочной перспективе – совершенствование организации защиты прав добросовестных предпринимателей в ходе расследования преступлений. Наша задача – сделать очередной шаг в повышении эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, совершенствовании действующего законодательства и правоприменительной практики.
Важно понимать, что на проблематику необходимо смотреть не только через призму либерализации. В случае «бумажного» НДС, использования в противоправных целях лакун в действующем законодательстве или гражданско-правовых механизмов, представляется целесообразным закрепить в УК РФ «сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций», распространив понятие «подставное лицо», а также ужесточить наказание за подобные деяния. Это позволит, с одной стороны, устранить правовую неопределенность, прописав четкие регламенты для правоприменителей и предусмотрев степень ответственности для виновных лиц. С другой стороны, будут обеспечены гарантии, предусмотренные Правительством, для субъектов предпринимательской деятельности.