• Главная
  • Пресс-центр
  • В Думу внесены поправки в УПК, регламентирующие порядок заключения под стражу предпринимателей
22.12.2022

В Думу внесены поправки в УПК, регламентирующие порядок заключения под стражу предпринимателей

Внесенные в Госдуму поправки подверглись ряду изменений и отличаются от проекта закона, ранее разработанного Минюстом России.

По мнению одного адвоката, законопроект стал более логичным, нежели ранее, однако в случае принятия поправки вряд ли смогут кардинальным образом реформировать правоприменительную практику. Другой счел, что ст. 108 УПК РФ нужно изменить так, чтобы мера пресечения в виде заключения под стражу по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 159–160 УК РФ, в принципе не могла применяться к предпринимателям, вне зависимости от так называемого предпринимательского или непредпринимательского характера действий. В ФПА РФ назвали законопроект важным и полезным, но запоздалым.
Правительство внесло на рассмотрение депутатов законопроект о внесении в УПК РФ поправок (законопроект № 253849-8), расширяющих гарантии лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как писала «АГ», проект документа был разработан Минюстом в августе, однако внесенный в Думу вариант отличается от исходного.

В частности, из текста внесенного в Госдуму законопроекта исчезли предложения об изменениях ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 91 УПК, в соответствии с которыми предусматривалась необходимость получения следователем согласия прокурора на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде стражи в отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Теперь поправки предлагают изложить в новой редакции ст. 99 «Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения» УПК путем дополнения ее нормой о том, что при избрании меры пресечения в отношении подозреваемого/обвиняемого, указанных в ч. 1.1 ст. 108 «Заключение под стражу» Кодекса, в обязательном порядке рассматривается возможность избрания такой меры, позволяющей продолжить осуществление ими предпринимательской деятельности и (или) управление в вышеуказанных целях принадлежащим им имуществом, за исключением изъятого или арестованного имущества, а также деятельности по осуществлению полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Ранее Минюст России предлагал изменить редакцию ч. 1.1 ст. 108 УПК и дополнить ее ч. 1.2 и ч. 1.3, однако внесенный в Думу проект предусматривает лишь новую редакцию ч. 1.1 этой статьи. Так, заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, если эти преступления совершены ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, ст. 171, 171.1, 171.3–172.3, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК. Предлагается, что помещение в СИЗО в этих случаях станет возможным только при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного или временного места жительства на территории РФ; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Также подверглась некоторой модификации проектируемая ч. 3.1 ст. 108 УПК – эта норма регламентирует содержание постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций. В приложенных к этому постановлению материалах должны содержаться конкретные сведения, подтверждающие, что деяние совершено не в связи с осуществлением подозреваемым (обвиняемым) предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Поступивший в Госдуму законопроект также предлагает дополнить ст. 109 УПК новой частью 2.1 о том, что при невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, срок содержания под стражей может быть продлен до 6 месяцев. Минюст же ранее предлагал, что срок содержания под стражей субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК, свыше 6 месяцев может быть продлен до года только при особой сложности дела. При этом должны быть основания для избрания этой меры пресечения судьей по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, иного приравненного к нему руководителя следственного органа и прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора.

Из проекта исключено предложение о дополнении ст. 109 УПК частью 3.1 о том, что срок содержания под стражей свыше 12 месяцев в отношении предпринимателей, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, перечисленных в ч. 1.1 ст. 108 УПК, может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительных случаях. При этом поправки предусматривают дополнение этой статьи Кодекса частью 8.4, согласно которой необходимость дальнейшего производства следственных действий не может являться единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей.

Законопроектом ч. 4 ст. 162 УПК дополняется указанием на то, что по уголовным делам о преступлениях в отношении подозреваемых или обвиняемых, указанных в ч. 1.1 ст. 108 Кодекса, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, срок предварительного следствия, установленный ч. 1 этой статьи, может быть продлен до трех месяцев только руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями.

Корреспондирующие изменения появятся в ст. 223 Кодекса в отношении полномочий прокуроров субъектов РФ и военных прокуроров касательно продления сроков дознания.

Адвокат, член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов, член Экспертно-консультативного совета Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Екатерина Авдеева полагает, что представленная редакция поправок фактически законодательно закрепляет отображенное изменениями, внесенными Постановлениями Пленума ВС от 24 мая 2016 г. № 23 и от 11 июня 2020 г. № 7 в Постановление Пленума ВС РФ № 41 от 19 декабря 2013 г. «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий».

По словам адвоката, Экспертный центр по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов предлагал внесение таких изменений. «При этом, несмотря на позитивную направленность законопроекта, он вряд ли сможет кардинальным образом реформировать правоприменительную практику. Это связано с отсутствием критериев сведений, подтверждающих, что деяние совершено не в связи с осуществлением индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации преступления в сфере предпринимательской деятельности. Мы увидели, что постановление Пленума ВС РФ, содержащее уже такое требование, не привело к значительному улучшению ситуации. В результате необоснованного применения избыточной для конкретной ситуации меры пресечения в виде заключения под стражу парализуется нормальная хозяйственная деятельность предприятий. Это провоцирует цепную реакцию негативных последствий, которые не проходят для бизнеса бесследно, нередко приводят к банкротству компании, следовательно, потере работы для сотрудников. От этого в том числе страдает бюджет», – убеждена Екатерина Авдеева.

Она также отметила, что за последние годы ситуация улучшается, все чаще в отношении предпринимателей избирается мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, но результаты еще нельзя считать удовлетворительными. «Введение нормы в связи с отсутствием критериев и даже самого определения сферы предпринимательской деятельности для уголовного процесса с большой долей вероятности будет складываться различно. При этом новый проект закона более логичен, нежели представленный летом 2022 г., так как первоначальная редакция предполагала выделение новой части в ст. 108 УПК РФ, в которой Минюст предлагал оградить бизнесменов от избрания в отношении них по ряду составов преступлений небольшой тяжести меры пресечения в виде заключения под стражу. Такое предложение не представляло целесообразности в связи с тем, что в ч. 1 ст. 108 УПК уже прямо указано на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу только в отношении подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, то есть за преступления, относимые в соответствии со ст. 15 УК РФ к категории не ниже средней тяжести», – полагает адвокат.

Екатерина Авдеева добавила, что сокращение сроков расследования преступления в сфере предпринимательской деятельности не должно влиять на качество расследования. «Важна полнота расследования, которую по предпринимательским составам нередко невозможно обеспечить без соответствующих экспертиз, а также возможность в этот период вести предпринимательскую деятельность. Здесь важно, чтобы производство следственных и иных процессуальных действий не могло выступать в качестве единственного и достаточного основания для продления сроков содержания под стражей, в том числе регламентированных ст. 217–220, что и должно быть отображено в ч. 8.4 ст. 109 УК РФ. Безусловно, огорчает, что Минюст так и не провел мероприятий по обсуждению законодательных инициатив с привлечением институтов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, правоохранительных органов, деловых объединений», – заметила эксперт.

Старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов скептически оценил реальную возможность поправок повлиять на правоприменительную практику по избранию меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. «Такие поправки, безусловно носящие либеральную направленность и вводимые в уголовно-процессуальное законодательство с целью усилить судебный, ведомственный контроль и прокурорский надзор за расследованием уголовных дел в отношении предпринимателей, принимаются практически ежегодно. Закон с каждой поправкой все более усложняется, дополняется очередными повторами о недопустимости заключения под стражу подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Все эти поправки радуют адвокатский глаз и позволяют на них ссылаться при рассмотрении соответствующих ходатайств следователей. Однако на практике все упирается в голословные доводы следователя, прокурора и суда о том, что инкриминируемое преступление, предусмотренное ст. 159–160 УК РФ, не относится к деяниям в сфере предпринимательской деятельности, поскольку речь идет о корыстном деянии, направленном на личное обогащение», – заметил он.

По словам адвоката, все доводы со ссылками на УПК и положения гражданского законодательства о том, что деяние совершено в рамках предпринимательской деятельности, субъектом такой деятельности, занимающим официальную управленческую должность в коммерческой организации, тотально игнорируются. «Уверен, что и с этими формально позитивными поправками практика поступит таким же образом. Рецепт один – изменения в ст. 108 УПК РФ, согласно которым мера пресечения в виде заключения под стражу по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 159–160 УК, в принципе не может применяться, вне зависимости от так называемого предпринимательского или непредпринимательского характера действий. Оговорка может быть одна, которая применяется по ряду других дел о преступлениях экономической направленности: за исключением случаев, когда лицо скрылось, нарушило ранее избранную меру пресечения, не имеет постоянного или временного места жительства на территории РФ. Жизнь показывает, что с точки зрения реальной либерализации работают лишь законодательные изменения, которые устанавливают тотальный запрет на применение меры пресечения по отдельным категориям дел и не дают правоприменителю возможности выбора», – убежден Андрей Гривцов.

Советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян полагает, что законопроект является важным и полезным, но запоздалым, так как он должен был вноситься примерно десять лет назад: «Сложно представить, сколько предпринимателей пострадало от разрушительных действий правоохранителей, привыкших для успешного расследования сначала добиваться избрания заключения под стражу, а затем выяснять действительные обстоятельства уголовного дела».

По его словам, принципиальных отличий во внесенном в Госдуму РФ законопроекте от того, что ранее предлагался Минюстом, не имеется. «В случае принятия поправок можно предположить, что процент избраний меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемых, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, снизится. Напомню, что в 2020 г. он был 57%, а в 2021 г. – 71%. Такой сдержанный оптимизм основан на запрете заключения под стражу для такой категории лиц, предусмотренном в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, обязанности суда рассматривать возможность иной меры пресечения, позволяющей продолжить осуществление предпринимательской деятельности (ч. 1.3 ст. 108 УПК РФ), обязанности следователя указывать в приложенных материалах конкретные сведения, подтверждающие, что инкриминируемое обвиняемому деяние совершено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (ч. 3.1 ст. 108 УПК РФ), а также на обязанности вышестоящих следственных руководителей и прокуроров осуществлять более строгий контроль и надзор за действиями следователя при продлении сроков содержания под стражей», – полагает советник ФПА.

По словам Нвера Гаспаряна, слабым утешением является ч. 8.4 ст. 108 УПК о том, что необходимость дальнейшего производства следственных действий не может служить единственным и достаточным основанием для продления срока содержания под стражей, поскольку аналогичная норма, имеющаяся в Постановлении Пленума ВС РФ № 41 от 19 декабря 2013 г. «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» мало кого удерживала от продления сроков содержания под стражей. «Казалось бы, предлагаемые изменения должны успокоить предпринимателей и стать гарантией от их неосновательного заключения под стражу и разорения их бизнеса. Однако следует иметь в виду, что при наличии особого желания следователя и прокурора и при равнодушном отношении суда принимаемые поправки могут и не сыграть никакой роли, потому что, как пишет Галина Петунина-Волковская, “привычка – сильная штука, над нами берет часто верх, она утешенье и мука, а иногда просто смех”», – заключил он.

 

Поделиться:
Теги:
Популярные статьи
25.11.2024
Как найти надёжного поставщика в строительстве
22.08.2023
Очень важно, чтобы категория самозанятых не подменяла рост сектора МСП
21.08.2023
Доходы по месту: россияне начали переходить из МСП в самозанятые

Бизнеса Финансирование

Соглашение об условиях использования сайта dezhurnyj-po-biznesu.ru

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Соглашение содержит условия использования сайта пользователями  dezhurnyj-po-biznesu.ru интернет-ресурса.
1.2. Интернет-ресурс dezhurnyj-po-biznesu.ru (далее также «сайт») является сайтом, который предназначен для размещения информации о продуктах и услугах Администратора сайта.
1.3. Пользователь в полном объеме и безоговорочно принимает условия настоящего Соглашения, а также принимает условие о возможном изменений Администратором в любой момент условий настоящего Соглашения.
1.4. Для целей доступа к сайту пользователь самостоятельно обеспечивает себя необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом в Интернет.
1.5. Пользователь дает право Администратору направлять посредством установленных каналов связи информационные сообщения пользователю для целей обеспечения взаимодействия.

2. Порядок пользования сайтом.

2.1. Администратор предоставляет пользователю право некоммерческого использования сайтом, что предполагает невозможность без согласования с Администратором интернет-ресурса осуществление любых действий по извлечению прибыли, либо иных действий, направленных на извлечение дохода от использования сайта.
2.2. Администратор вправе в любой момент произвести идентификацию личности пользователя для целей подтверждения предоставленных пользователем сведений о себе.
2.3. Пользователь осознает, что используя сайт, несет все возможные риски, вытекающие из такого использования. Администратор сайта предоставляет право использовать возможности интернет-ресурса и содержащихся сервисов, продуктов, услуг но не предоставляет какие-либо гарантии от использования таких сервисов, продуктов, услуг.
2.4. Администратор не несет ответственность за любой ущерб, в том числе убытки, причиненные пользователю вследствие использования последним контента, который был размещен на сайте.
2.5. Администратор имеет право редактировать, удалять сообщения и контент пользователей по своему собственному усмотрению.

3. Политика конфиденциальности.

3.1. Пользователь дает свое согласие на предоставление Администратору права использования, обработки, хранения персональных данных, в том числе сбор, запись (в том числе на электронные носители), хранение, уточнение (обновление, изменение), удаление.
3.2. Любые предоставленные пользователем персональные данные, а также иные сведения используются исключительно в целях оказания пользователю услуг Администратором в соответствии с заключенными договорами между пользователем и Администратором.
3.3. Администратор предпринимает разумные меры предосторожности для обеспечения защиты персональных данных пользователей от незаконного использования. Пользователь может самостоятельно определять объеме предоставленной информации о себе, за исключением установленных Администратором обязательных персональных сведений о пользователе.

4. Использование результатов интеллектуальной деятельности.

4.1. Все права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые на сайте, в том числе права на товарные знаки, знаки обозначения, патенты, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, ноу-хау, контент (тексты, музыка, видео) принадлежат на законном праве Администратору. Никто не вправе без согласия Администратора использовать результаты интеллектуальной деятельности в своих интересах, либо интересах третьих лиц. Исключением является возможность использования объектов интеллектуальной собственности в процессе пользования сайтом конкретным пользователем. Никакой контент и результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на сайте, не могут быть использованы иным образом без предварительного разрешения правообладателя. Под использованием подразумеваются, в том числе: воспроизведение, копирование, переработка, распространение на любой основе, и др.
4.2. Использование пользователем контента для личного некоммерческого использования допускается при условии сохранения всех знаков охраны авторского права, смежных прав, товарных знаков, других уведомлений об авторстве, сохранения имени (или псевдонима) автора/наименования правообладателя в неизменном виде, сохранении соответствующего объекта в неизменном виде. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством.

5. Гарантии и ответственность.

5.1. Пользователь использует сайт в пределах условий настоящего Соглашения и на свой собственный риск.
5.2. Администратор не гарантирует, что сайт в целом, его отдельные составляющие, в том числе пользовательские функции и сервисы будут соответствовать целям и ожиданиям пользователя.
5.3. Администратор не несет ответственность за все виды убытков, которые могут произойти вследствие использования пользователем сайта или его отдельных частей и сервисов.
5.4. В случаях установленных законодательством, при наличии вины Администратора, с учетом положений настоящего Соглашения размер ответственности Администратора не может превышать 10 000 (десять тысяч) рублей.