Уязвимости маркетплейсов могут быть использованы мошенниками
Экосистемы интернет-магазинов, с их агрегаторами товаров, платежными и банковскими системами и другими элементами, призванными упростить проведение финансовых операций, представляют повышенный уровень опасности. Как утверждает Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза Интернет-Торговли, недостаточно обеспечена защита каждого из этих элементов и всей экосистемы в целом, что позволяет мошенникам находить различные уязвимости и осуществлять мошеннические действия.
Для мошенников маркетплейсы представляют собой относительно новое направление, где действуют доверчивые пользователи, наивно полагающиеся на абсолютную надежность и защиту цифровых ресурсов онлайн-магазинов. Некоторые из них могут случайно раскрывать свои пароли посторонним лицам, игнорировать проверку своего финансового состояния и доверять хранение крупных сумм на счетах маркетплейсов.
Как отмечает Екатерина Авдеева, проблема недобросовестного поведения не ограничивается только действиями мошенников, но также затрагивает как продавцов, так и сотрудников маркетплейсов. Встречаются случаи, когда продавцы и работники маркетплейсов заменяют товары в упаковке на другие предметы, например, вместо дорогого гаджета в коробку кладут камень или устаревший телефон. Кроме того, на странице товара могут быть указаны реквизиты для перевода средств мошенникам, а также существуют сайты-двойники, притворяющиеся оригинальным маркетплейсом, предлагающие товары известных брендов по скидкам.
Екатерина Авдеева отмечает, что методом защиты маркетплейсов от кибермошенников является баланс на счете пользователя, который фактически представляет собой цифровые расчетные единицы, а не настоящие деньги. Хотя этот механизм может помочь отменить покупку, на него полностью полагаться не стоит.
Государственные органы пока не осуществляют регулирование и контроль за использованием цифровых расчетных единиц, что дает возможность маркетплейсам экономить на кибербезопасности и защите конфиденциальных данных пользователей.
Екатерина Авдеева высказала мнение, что проблему мошенничества на маркетплейсах можно решить путем регулирования этой сферы. Она отметила, что необходимо уделить больше внимания законодательным аспектам проведения платежей, четко определить статус баланса в личном кабинете и определить, являются ли средства на нем денежными или лишь условными единицами для внутренних расчетов в системе. Работа в этом направлении уже ведется в рамках подготовки предложений по внесению изменений в закон о торговле.
Чтобы защитить себя от мошенников при совершении покупок на маркетплейсах, следует соблюдать несколько простых правил. Не передавать личные данные, игнорировать угрозы по телефону, не доверять слишком выгодным предложениям - за всем этим может скрываться обман. Важно постоянно проверять свои финансовые данные, почту и приложения на наличие подозрительной информации или запросов (например, о смене пароля).