Условия содержания под стражей: тенденции к улучшению
Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 утверждены три правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей – следственных изоляторов, исправительных учреждений и исправительных центров УИС (далее – Правила), которые вступили в силу 17 июля. Правила приняты в рамках исполнения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р (далее – Концепция), и во многом следуют ее гуманистической парадигме.
Правила регламентируют важные нововведения, направленные на повышение качества жизни подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Нормативный правовой акт объединяет воедино все положения о пенитенциарных учреждениях, вводит отдельные систематизированные главы, посвященные правам подозреваемых и обвиняемых. Особое внимание уделено отдельным категориям заключенных – беременным, женщинам с детьми, инвалидам.
Правилами предусмотрены значительные улучшения коммунально-бытовых условий содержания заключенных, в числе которых стоит отметить:
- возможность ежедневного приема душа беременными, женщинами с детьми и инвалидами I и II групп (ранее указанные категории граждан имели возможность принимать душ не чаще двух раз в неделю);
- восьмичасовой непрерывный сон;
- возможность находиться в дневное время на застеленной кровати;
- совершение заключенными почтовых и банковских денежных переводов;
- по решению администрации обыски будут проходить без раздевания при применении специальных технических средств, с использованием ширм;
- возможность обратиться к администрации с заявлением о покупке лекарств; хранить их и принимать по назначенному расписанию;
- возможность знакомиться с собственной медицинской документацией, получать копии и выписки;
- возможность получать платные медицинские и юридические услуги, а также электронные книги на возмездной основе и др.;
- расширение списка предметов, разрешенных для хранения в исправительных учреждениях (машинки для стрижки волос, пластиковые контейнеры для хранения продуктов, термобелье, контактные линзы, электрочайники).
Отдельно стоит отметить предусмотренную Правилами установку в пенитенциарных учреждениях информационных терминалов с системой идентификации пользователя, посредством которых подозреваемые (обвиняемые) могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами. Несмотря на то что установка таких терминалов, – как и телевизоров, душевых кабин и вентиляции в камерах, – не является обязательной и будет производиться при наличии технической возможности, введение терминалов, на мой взгляд, поможет существенно повысить организацию быта осужденных, разнообразить его.
Функционал информационных терминалов предусматривает возможность получения правовой информации (в том числе ознакомления с Правилами), справочной информации о деятельности СИЗО, ФСИН России и ее территориальных органов, судов, органов государственной власти, прокуратуры, медицинских организаций УИС, а также сведений о физических и юридических лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом о бесплатной юридической помощи. Кроме того, посредством терминала можно подавать жалобы и заявления, обращения в медицинскую организацию УИС (при этом медпомощь в неотложной или экстренной форме будет оказываться без предварительной записи и незамедлительно), заказать предметы, вещи и продукты в магазине (в том числе интернет-магазине) при СИЗО и др.
Правилами также закреплена возможность оказания органами ФСИН содействия совершеннолетним заключенным в занятиях спортом – для них такие занятия станут обязательной частью распорядка дня.
В целом новая регламентация более детально описывает права и обязанности заключенных и процедурные аспекты их реализации. Так, в журнал приема осужденных к лишению свободы добавлена графа для проставления подписи лично осужденным. Указанные гарантии соответствуют международным стандартам, что подчеркивает их значимость.
Актуальность введения новых Правил обусловлена, в частности, тем, что многие приказы о правилах внутреннего распорядка пенитенциарных учреждений были приняты более 10 лет назад и по прошествии времени утратили актуальность. К примеру, новыми Правилами установлен запрет на покупку беспилотных летательных аппаратов осужденными к лишению свободы.
Фактически принятие Правил анонсирует новый вектор развития пенитенциарных учреждений, а не только закрепляет положительные аспекты текущего положения дел.
Однако некоторые эксперты оценили ряд положений Правил критически, и в некоторой степени замечания представляются обоснованными. Так, критике подвергаются неточные, недостаточно конкретизированные формулировки, оставляющие возможность для ограничения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Например, до конца не определен порядок получения осужденными самообразования, доступа к конкретной учебной литературе, а также использования названными лицами образовательных программ в Интернете, в то время как доступ к образованию остается одним из самых важных механизмов действительной ресоциализации данной категории граждан.
Другой блок замечаний связан с условием «при наличии технической возможности». Юридическое сообщество обоснованно усмотрело в нем потенциальный риск несоблюдения органами ФСИН новых материально-бытовых условий заключенных, в обоснование которого будет приводиться «отсутствие возможности». Действительно, на данный момент невозможно точно определить сроки реализации определенных нововведений, в связи с чем некоторые нормы Правил, полагаю, рискуют остаться лишь «на бумаге». В то же время очевидно, что столь стремительное вступление в силу новых Правил было бы невозможно без обязательного введения указанных условий, поскольку огромная структура ФСИН вряд ли сможет в течение 10 дней закупить и установить необходимое оборудование, что в целом не должно препятствовать действию других важных нововведений.
Неоднозначную оценку встретила и норма о приватности санузлов. В частности, наличие любых «слепых зон» в пенитенциарном учреждении может представлять риски для заключенных, а расширение, например, нормативов камер новые Правила не предполагают.
В правоприменительной практике обозначились две проблемные сферы: переполненность СИЗО и отсутствие регистрации документов, поступающих в администрацию пенитенциарных учреждений. Со второй проблемой предложено бороться с помощью информационных терминалов, функционирование которых и доступ к которым пока не регламентированы. В то же время существенный объем нарушений связан с техническим износом зданий следственных изоляторов и их значительной переполненностью, в том числе из-за действий следственных органов, избирающих соответствующие меры пресечения, часто в отношении лиц, не представляющих угрозу жизни других людей. В качестве иллюстрации переполненности мест лишения свободы можно привести данные из Кассационного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2022 г. № 5-КАД21-56-К2: «С дд. мм. гггг по дд. мм. гггг в камере № 628 площадью 39,2 кв. м, имеющей 14 спальных мест, содержалось от 21 до 51 человека». В таких условиях неминуемо нарушаются все базовые права осужденных, включая обеспечение бытовых нужд.
Принятие и – самое главное – реализация на должном уровне новых Правил, направленных на улучшение условий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, должны стать отражением принципов гуманизма Концепции. Реализация принципов и задач Концепции требует внесения огромного количества изменений в законодательную базу. В рассматриваемых Правилах, направленных на модернизацию отечественной исправительной системы, многие из таких задач уже решены.
Вместе с тем существенного улучшения условий пребывания заключенных в пенитенциарных учреждениях сложно добиться без реформы следствия в отношении категорий граждан, в отношении которых лишение свободы как мера пресечения не имеет рационального обоснования.