logo
This is an empty menu. Please make sure your menu has items.
Business Duty Officer

Food delivery networks, Maybe, need to prepare for testing.

Food delivery networks, Maybe, need to prepare for testing.

After the mass poisoning in Rostov-on-Don, one of the local public organizations asks the Prosecutor General's Office to check food delivery companies. Public activists explain everything by a moratorium on business inspections. Experts, from my side, emphasize the importance of complying with business protection measures, along with, surely, with consumer protection.

An appeal was sent to the Prosecutor General's Office and Rospotrebnadzor with a request to organize an inspection of networks, who are engaged in the preparation and delivery of food in the cities of Russia. Speech, in particular, is about Good Food companies, Level Kitchen, Grow Food, Justfood, «TasteMil», My Food.

“We consider it necessary to draw your competent attention to the flagrant fact of mass food poisoning, what happened 15 February in Rostov-on-Don. Good Food was the culprit, whose business is based on franchising, allowing many individual sole proprietorships and LLCs to operate under one popular brand", - Izvestia quotes the head of the Public Consumer Initiative Oleg Pavlov.

According to the newspaper, the appeal of a public figure contains a request to check this and similar networks, neither much nor little, all around Russia. The response to the appeal is not yet known..

Earlier in Rostov-on-Don, a criminal case was opened on the fact of poisoning 50 man eating from healthy nutrition kits. The department of Rospotrebnadzor in the Rostov region reported, that the agency checked the manufacturer of culinary products Good Food, during which gross violations of the law were revealed.

Since very little time has passed since the discovery of the first cases of poisoning, the number of casualties may rise, believes Oleg Pavlov. According to him, this situation has developed in the conditions of a moratorium on unscheduled inspections, because of which entrepreneurs stopped worrying about the compliance of their business with sanitary and hygienic, fire safety and other mandatory requirements.

"According to our estimates, Ready-to-eat food and delivery services are used by over 60% residents of million-plus cities. Therefore, surely, scale of the problem, and most importantly, the consequences can be very serious.”, - explained the public figure.

What might follow?

It is quite specific to require the Prosecutor General's Office to respond in the form of initiating extensive unscheduled inspections, Alexander Inoyadov, a member of the Moscow Bar Association, told Expert. According to him, operating in 2023 moratorium on business inspections provides for exceptions, which, as grounds for conducting inspections, include the requirements of the prosecutor. In a particular case, the reasons, on which the lower prosecutor's offices did not see such grounds.

Anyway, the network consists of separate legal entities, which operate in specific regions. Checks will be carried out by regional structures, The Prosecutor General's Office has the right to entrust the consideration of appeals to both the prosecutor's office at the place of registration of the main legal entity, and by regions of presence, in which complaints are noted, noticed the lawyer.

In case of receipt of the request of the prosecutor, an unscheduled inspection will be initiated, which is regulated by Federal Law 294-FZ, powers of control bodies. According to Alexander Inoyadov, in this case, most likely - by the territorial bodies of Rospotrebnadzor.

Compensation and liability

Mass food poisoning, is unfortunately, Not unusual, Yevgenia Ryzhkova, the lawyer of the legal group Yakovlev and Partners, told Expert. In most cases, problems with one franchisee do not lead to inspections of all, but it's possible, believes the lawyer.

Unscheduled checks (Events) in 2023 year are carried out only on a certain list of grounds, she notes. Including - in agreement with the prosecutor's office, if, for example, there is a threat of harm to life and serious harm to the health of citizens.

Respectively, if the detected infectious disease poses a danger to life or can lead to serious bodily harm, Rospotrebnadzor, upon agreement or at the request of the prosecutor's office, has the right to inspect the entire franchise network or in all establishments, who use the services of the same suppliers as Good Food in Rostov-on-Don.

Consumers, to receive compensation, when the first symptoms appear, seek medical attention. The medical records must reflect the diagnosis, appointment and date of onset, doctor's signature and stamp. You also need to keep all receipts for medicines., medical care (if it was on a commercial basis) and special meals, notes the lawyer.

Speaking in general, then in the case of mass poisoning, it is practiced to bring the management of public catering points to criminal liability under article 238 Criminal Code of the Russian Federation, pointed Evgenia Ryzhkova. In most cases, when a criminal case is initiated on the commission of a crime, responsibility for which is provided for by Art.. 238 Criminal Code of the Russian Federation, cases of administrative offenses are also initiated.

For example, for offenses, responsibility for which is provided for by Art.. 6.6 Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. A protocol is drawn up on a temporary ban on activities, and subsequently punished in the form of an administrative suspension of activities for a period of up to 90 days. This is necessary to prevent repetitive actions., that caused harm to health, and to eliminate existing violations of the law.

After forensic examinations, including forensic medical examinations, when establishing the presence of harm to health, the case is sent to the court. Important to note, that the subjective side of the crime can be characterized as one form of guilt in the form of intent, and a double form of guilt: intent in relation to the committed act and negligence in relation to the ensuing consequences (p. "d" h. 2, h. 3 Art. 238 CC RF).

The person must be aware, that performs actions with goods, not meeting safety requirements, anticipates possible consequences and is willing to carry out such activities. At the same time, the motive and purpose do not matter for the qualification of the deed., although they should be clarified during the investigation and trial. Most often this is a selfish motive., desire for financial gain, income, explained the lawyer.

Separate the rams from the goats

On the other hand, the lawyer, Criminal Defense Firm Daniil Gorkov believes, that a moratorium on unscheduled inspections, which was extended by the state 2023 year, only partly explains the situation.. So, cases of mass poisoning due to poor-quality catering work have occurred before.

Identification of dishonesty on the part of responsible persons may lead to their bringing to administrative responsibility. The imposition of an administrative fine under Art.. 6.6 Code of Administrative Offenses of the Russian Federation for violation of sanitary and epidemiological requirements for catering to the population can cause irreparable damage to the business reputation of the organization, operating in this area, emphasized Daniil Gorkov in a comment to "Expert". He believes, that, at the same time, the possibility of criminal prosecution for misconduct seems unlikely, And in law enforcement practice, such cases are very rare..

As a member of the General Council noted in an interview with an Expert correspondent, Head of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts of "Business Russia", project ambassador “Business Duty Officer” Ekaterina Avdeeva, reducing the regulatory burden on business is a strong anti-corruption tool. At the same time, it is also a significant measure of support., allowing to protect conscientious entrepreneurs from administrative pressure and excessive burden during the period of sanctions shocks. В то же время важно правильно расставить приоритеты, weighing all the risks. Delovaya Rossiya advocates a balance of private and public interests, business interests, societies and states.

But if non-compliance with the established rules and regulations poses a threat to the life and health of people, then the public and supervisory authorities should not be inactive, since the interests of citizens must be protected, sure expert. Given that, surely, that the reason for the verification was not the artificial creation of prerequisites. For iexample, from unscrupulous competitors.

Conducting an audit in the above case is critical and does not conflict with the general trend to reduce the regulatory burden, pointed out by Ekaterina Avdeeva. It is a risk-based approach, which formed the basis of the reform of control and supervisory activities. It is important to emphasize, that business should not use relaxations in control to violate established quality standards and provide goods to the public, products and services, that can harm human life and health, concluded Ekaterina Avdeeva.

Other news

Share this info. Choose a social media!

pro bono consultation

логотип
Дежурный по бизнесу

Сетям доставки готовой еды, возможно, нужно готовиться к проверкам.

Сетям доставки готовой еды, возможно, нужно готовиться к проверкам.

После массового отравления в Ростове-на-Дону одна из местных общественных организаций просит Генпрокуратуру проверить компании по доставке еды. Общественники объясняют все мораторием на проверки бизнеса. Эксперты, со своей стороны, подчеркивают важность соблюдения мер защиты бизнеса, наряду, конечно, с защитой прав потребителей.

В Генпрокуратуру и Роспотребнадзор направлено обращение с просьбой организовать проверку сетей, которые занимаются приготовлением и доставкой еды в городах России. Речь, в частности, идет о компаниях Good Food, Level Kitchen, Grow Food, Justfood, «ВкусМил», My Food.

«Считаем необходимым обратить ваше компетентное внимание на вопиющий факт массового пищевого отравления, произошедшего 15 февраля в Ростове-на-Дону. Виновником стала компания Good Food, бизнес которой построен на основе франчайзинга, позволяющего множеству отдельных ИП и ООО осуществлять деятельность под одним популярным брендом», — цитируют «Известия» главу «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова.

По сообщению газеты, в обращении общественника содержится просьба проверить эту и аналогичные сети, ни много ни мало, по всей России. Реакция на обращение пока не известна.

Ранее в Ростове-на-Дону было возбуждено уголовное дело по факту отравления 50 человек едой из наборов правильного питания. В управлении Роспотребнадзора по Ростовской области сообщали, что ведомство проверило производителя кулинарной продукции Good Food, в ходе чего были выявлены грубые нарушения законодательства.

Поскольку с момента выявления первых случаев отравлений прошло совсем немного времени, число пострадавших может возрасти, полагает Олег Павлов. По его словам, данная ситуация сложилась в условиях моратория на внеплановые проверки, из-за чего предприниматели перестали беспокоиться по поводу соответствия своего бизнеса санитарно-гигиеническим, пожарнотехническим и прочим обязательным требования.

«По нашим оценкам, готовыми продуктами питания и доставкой пользуется свыше 60% жителей городов-миллионников. Поэтому, конечно, масштаб проблемы, а самое главное, последствия могут быть очень серьезными», — объяснил общественный деятель.

Что может последовать?

Достаточно специфично требовать от Генеральной прокуратуры реагирования в виде инициирования широких внеплановых проверок, заявил «Эксперту» член Адвокатской палаты города Москвы Александр Иноядов. По его словам, действующий в 2023 мораторий на проверки бизнеса предусматривает исключения, к которым в качестве оснований проведения проверок отнесены и требования прокурора. В конкретном случае интересны причины, по которым нижестоящие прокуратуры таких оснований не усмотрели.

В любом случае, сеть состоит из отдельных юрлиц, которые свою деятельность осуществляют по конкретным регионам. Проверки будут проводиться региональными структурами, Генпрокуратура вправе поручить рассмотрение обращений как прокуратуре по месту регистрации основного юридического лица, так и по регионам присутствия, в которых отмечены жалобы, заметил адвокат.

В случае поступления требования прокурора будет инициирована внеплановая проверка, проведение которой регламентируется Федеральным законом 294-ФЗ, полномочиями органов контроля. Как полагает Александр Иноядов, в данном случае, наиболее вероятно — территориальными органами Роспотребнадзора.

Компенсация и ответственность

Массовые отравления готовой едой, к сожалению, не редкость, заявила «Эксперту» адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Евгения Рыжкова. В большинстве случаев проблемы у одного франчайзи не ведут к проверкам всех, но это возможно, полагает адвокат.

Внеплановые проверки (мероприятия) в 2023 году проводятся только по определенному перечню оснований, отмечает она. В том числе — по согласованию с прокуратурой, если, например, есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

Соответственно, если выявленное инфекционное заболевание несет опасность для жизни или может привести к причинению тяжкого вреда здоровью, Роспотребнадзор по согласованию или по требованию прокуратуры имеет право провести проверку всей франчайзинговой сети или во всех заведениях, которые пользуются услугами тех же поставщиков что и Good Food в Ростове-на-Дону.

Потребителям же, чтобы получить компенсацию, при появлении первых симптомов необходимо обратиться за медицинской помощью. В медицинских документах должен быть отражен диагноз, назначения и дата начала заболевания, подпись и печать врача. Также нужно сохранять все чеки на лекарства, медпомощь (если она оказывалась на коммерческой основе) и специальное питание, отмечает адвокат.

Если говорить в общем, то в случае массовых отравлений практикуется привлечение руководства точек общественного питания к уголовной ответственности по статье 238 Уголовного кодекса РФ, указала Евгения Рыжкова. В большинстве случае при возбуждении уголовного дела о совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 238 Уголовного кодекса РФ, также возбуждаются дела о совершении административных правонарушений.

Например — за правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ. Составляется протокол о временном запрете деятельности, а впоследствии назначается наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Это необходимо для предотвращения повторного совершения действий, которые повлекли причинение вреда здоровью, и для устранения имеющихся нарушений закона.

После производства судебных экспертиз, в том числе судебных медицинских экспертиз, при установлении наличия вреда здоровью дело направляется в суд. Важно отметить, что субъективная сторона преступления может характеризоваться как одной формой вины в виде умысла, так и двойной формой вины: умыслом относительно совершенного деяния и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям (п. «г» ч. 2, ч. 3 ст. 238 УК РФ).

Лицо должно осознавать, что осуществляет действия с товарами, не отвечающими требованиям безопасности, предвидит возможные последствия и желает осуществлять такую деятельность. При этом для квалификации содеянного мотив и цель значения не имеют, хотя должны выясняться в ходе следствия и судебного разбирательства. Чаще всего это корыстный мотив, стремление получить материальную выгоду, доход, пояснила адвокат.

Отделять овнов от козлищ

В свою очередь юрист, Criminal Defense Firm Даниил Горьков считает, что мораторий на внеплановые проверки, который был продлен государством на 2023 год, лишь отчасти объясняет сложившуюся ситуацию. Так, случаи массовых отравлений из-за некачественной работы общепита имели место и ранее.

Выявление недобросовестности со стороны ответственных лиц может повлечь их привлечение к административной ответственности. Наложение административного штрафа по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения может нанести непоправимый урон деловой репутации организации, осуществляющей деятельность в данной сфере, подчеркнул Даниил Горьков в комментарии «Эксперту». Он полагает, что, вместе с тем, возможность уголовного преследования за неправомерные действия видится маловероятной, а в правоприменительной практике подобные дела являются большой редкостью.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Эксперта» член генерального совета, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», амбассадор проекта “Дежурный по бизнесу” Екатерина Авдеева, снижение регуляторной нагрузки на бизнес — сильный антикоррупционный инструмент. Одновременно это и значимая мера поддержки, позволяющий оградить добросовестных предпринимателей от административного давления и излишней нагрузки в период санкционных потрясений. В то же время важно правильно расставить приоритеты, взвесив все риски. «Деловая Россия» выступает за баланс частных и публичных интересов, интересов бизнеса, общества и государства.

Но если несоблюдение установленных правил и регламентов создает угрозу для жизни и здоровью людей, то общественность и контрольно-надзорные органы не должны бездействовать, так как интересы граждан должны быть защищены, уверена эксперт. При условии, конечно, что поводом для проверки не стало искусственное создание предпосылок. Например, со стороны недобросовестных конкурентов.

Проведение проверки в вышеуказанном случае критично и не вступает в противоречие с общим трендом на снижение регуляторной нагрузки, указала Екатерина Авдеева. Речь идет о риск-ориентированном подходе, который лег в основу реформы контрольно-надзорной деятельности. Важно подчеркнуть, что бизнес не должен использовать послабления в контроле для нарушения установленных стандартов качества и предоставления населению товаров, продуктов и услуг, которые могут нанести вред жизни и здоровью человека, заключила Екатерина Авдеева.

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono