Профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта – это высококвалифицированный эксперт, специализирующийся на урегулировании разногласий между конфликтующими сторонами. Главная задача посредника заключается в содействии в достижении взаимовыгодного и устойчивого соглашения между сторонами конфликта. Он обладает навыками управления конфликтами, коммуникации и понимания психологии участников переговоров.
Посредник в ходе переговоров помогает сторонам выявить и прояснить истинные интересы и потребности, разработать стратегии урегулирования, а также обеспечивает прозрачность и конфиденциальность процесса решения конфликта. Кроме того, профессиональный посредник умеет эффективно управлять эмоциями и напряженностью во время переговоров, что способствует созданию доверительных отношений между сторонами.
Используя свой профессионализм и нейтральную позицию, посредник помогает сторонам найти компромиссные решения, которые будут учитывать интересы всех участников конфликта. В результате работы посредника стороны обычно достигают сбалансированного и долгосрочного соглашения, способствующего окончательному разрешению конфликта.
Этот специалист обладает навыками управления конфликтами и посредничества, а также помогает участникам увидеть ситуацию с разных сторон и найти общий язык для урегулирования спора.
При ведении бизнеса многие предприниматели сталкиваются с тем, что нужно уметь договариваться с различными людьми, в особенности с контрагентами. Они понимают, что зарабатывать деньги невозможно без умения вести переговоры. При этом навык договариваться может помочь избежать судебные разбирательства.
Тем не менее мировые соглашения не так популярны в российских судах, поскольку оппоненты не готовы идти на уступки и желают «наказать» контрагента во время продолжения конфликта. Но многие предприниматели, юристы признают, что мировые соглашения, действительно, могут помочь реально решить проблему, сэкономить время и деньги. Правда, иногда договариваться о мире просто бесполезно, а порой даже запрещено законом.
Мировое соглашение – это компромисс, на который идут стороны уже во время судебного спора. При его заключении кредитор соглашается дать рассрочку, сделать скидку, снизить размер штрафных санкций или рассчитаться с кредитором имуществом вместо денег. Можно предусмотреть прощение или признание долга, распределить судебные расходы и так далее (ст. 140 АПК РФ).
Многие факторы влияют на причины вступления в переговоры, условия, при которых они будут проходить. Так, желание продолжить сотрудничество в дальнейшем играет большую роль при начале переговорного процесса. Такие отношения скорее подтолкнут к проведению переговоров и заключению мирового соглашения. Стоит признать, разовые сделки, которые привели стороны к спору, вряд ли будут достаточным стимулом идти на компромисс.
К мирному решению конфликта нередко приводит и фактор «неизвестности». Если у обеих сторон есть сильные аргументы в поддержку своих позиций и сложно предположить, какие из них суд лучше воспримет, то стороны стараются договориться между собой. При этом нельзя исключать и стратегические ошибки, когда неправильно оценивают перспективы спора. Действительно, нередко стороны детально не анализируют ситуацию. Из-за этого реальные риски выявляются только на стадии судебного разбирательства, что и побуждает стороны заключить мировое соглашение, в том числе чтобы минимизировать расходы.
Для того, чтобы уговорить стороны вступить в переговоры, надо показать им обоюдную выгоду от такого соглашения. Это поможет сберечь время и деньги, по-настоящему разрешить спор, сохранить доброе имя, а зачастую — и весь бизнес. Важно отметить и негативные последствия при продолжении судебного дела: затяжной процесс и трудности с исполнением гипотетически выгодного решения.
Именно поэтому, чтобы настроить кредитора на мирное разрешение спора, рекомендуется не провоцировать его на подачу заявления о банкротстве и перечислить ему 20 — 40% от суммы долга еще до начала переговоров либо в рамках первого платежа по условиям мирового соглашения. А в спорах вокруг подрядных соглашений порой достаточно показать оппоненту подробный расчет убытков, чтобы уговорить его пойти на мировую. Именно такая тактика помогла мирно урегулировать конфликты в делах N А65-29975/2020 и N А65-15578/2020.
Рекомендуется не отступать при первом отказе от оппонента и прекращать попытки вступить в переговоры только после третьего отказа с его стороны. Важно определить лицо, принимающее решение при заключении мирового соглашения, и постараться выйти с ним на прямой диалог.
В ряде случаев договариваться о мирном урегулировании спора изначально бесполезно, поскольку это может быть запрещено законом. Так, при банкротстве кредитных организаций и НПФ, занимающихся обязательным пенсионным страхованием, мировое соглашение недопустимо (ст. 187.6 и ст. 189.13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Крайне сложно таким способом урегулировать конфликты в спорах с участием госорганов, поскольку в этом случае легко попасть под пристальное внимание проверяющих. Кроме того, в подобных разбирательствах суд может посчитать, что заключение мирового соглашения нарушает публичные интересы.
Правила ведения переговоров
Не стоит вести переговоров с тем контрагентом, который точно не сможет выполнить условия мировой или использует эту ситуацию для затягивания процесса, вывода активов и в других недобросовестных целях. Проявления недобросовестности бывают самые разные. Так, оппонент может вести переговоры о заключении мирового соглашения, а параллельно продолжать подавать в суд процессуальные документы с обоснованием своей позиции, объясняя это тем, что отправил их туда по ошибке.
Кроме того, невозможно договориться, если конфликт осложняется личными разногласиями оппонентов. Например, в ходе корпоративного спора вокруг бизнеса один акционер может много раз предлагать разумные условия урегулирования конфликта, но его оппонент может даже не ознакомиться с ними по личной неприязни. При этом, если нет настолько сильной вражды, то почти всегда можно договориться.