Продовольственная розница галопирует в онлайне
За три года количество заказов в российском продуктовом онлайн-ретейле увеличилось почти в девять раз, а объемы продаж – примерно в шесть раз. По итогам 2024 года аналитики ожидают дальнейший рост – на 35 и на 48% соответственно. Как показал отраслевой опрос «Независимой газеты», после всех шоковых событий россияне сформировали несколько потребительских стратегий. «Гурманы» вернулись к экспериментам с деликатесами. «Альтернативщики» начали покупать больше продуктов, замещая таким образом иные траты. А «рационалисты» в условиях высокой инфляции все более дотошно изучают на сайтах продуктовые цены, - сообщает "Независимая газета".
Ситуацию изданию прокомментировала первый вице-президент Союза интернет-торговли, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. Даём полную версию комментария:
"Если брать ретроспективу с 2010 года мы видим, что доля онлайн-торговли изменилась с доли погрешности до трети рынка всего за 15 лет. За это время выросло поколение 15-летних, которые пользуются только онлайн-покупками. К 2030 году доля онлайн-торговли будет не менее 50%, а к 2036 году в возрасте 16-64 лет будет 65% населения – все эти люди будут пользователями онлайн-торговли.
Сейчас около 30% покупателей склоняются в сторону приобретения продуктов онлайн. В чистом виде каждый год рынок растет на 36% только за счет роста количества заказов.
В этом году розничная продажа продуктов в онлайне вырастет. Темпы роста сохранятся на прежнем уровне и составят около 40%.
Продажи продуктов через онлайн подвержено тем же тенденциям, что и оффлайн-продажи: на них точно также воздействует инфляция и сезонность и в целом соответствует общеэкономическим показателям. Например, влияет СВО, когда граждане отправляют в зону СВО гуманитарные грузы. В масштабах страны – этот фактор имеет влияние - около 1-2%, но тем не менее. Потребителей стало больше за счет новых регионов, но там маркетплейсы стали появляться лишь в этом году и их влияние на прирост в потреблении продуктов питания также небольшой – около 1-2%.
При этом люди не стали больше есть и пить и набор продуктов сильно не изменился. В основном же прирост оборотов продуктов питания происходит за счет онлайн-торговли. В секторе онлайн-торговли продукции есть ряд факторов, которые подогревают локальный рост продаж продуктов через онлайн-магазины.
Покупать стало намного удобнее: расширились зоны доступные для доставки покупок, сократились сроки доставки. Сформировались особые модели потребления, которые есть у пользователей маркеплейсов. Возможность бесшовных покупок для людей, у которых есть средства это триггер для повышенного потребления. К тому же онлайн-покупки дают возможность приобретать продукты питания впрок в больших объемах.
Рост потребления продуктов питания еще провоцируют сами игроки рынка общественного питания, внедряющие новые или меняющие старые форматы. Те же рестораны переходят к модели доставки готовой еды на дом потребителю. Часть таких объектов полностью работает на доставку и не принимает посетителей оффлайн. Соответственно, рост использования потребителями таких сервисов также позитивно влияет на онлайн-продажи продуктов.
Видя перспективность этого рынка все торговые сети не только создают свои интернет-магазины, но и обеспечивают разные каналы прихода клиентов, чтобы обеспечить максимальный охват аудитории. У них есть своя доставка и есть, например, доставка от того же Сбермаркета или от других сервисов.
Люди в целом меняют свои привычки. Для многих продукты питания стали альтернативой приобретения других товаров, удовлетворяющих потребностей второго круга. Например, когда люди не идут в кинотеатр, а остаются дома и заказывают еду и смотрят фильмы дома. Или, другой пример: люди стали меньше тратить денег на зарубежные поездки, у них остается больше свободных средств, высвободившиеся средства люди тратят, собираясь вместе дома или на природе. Таким образом у людей сместились фокусы приоритетных затрат и все вместе это сформировало тренд на увеличение онлайн-продаж продуктов".
Подробнее по теме