logo
This is an empty menu. Please make sure your menu has items.
Business Duty Officer

President decides case in favor of business.

President decides case in favor of business.

Vladimir Putin raised the issue of the influence of the judiciary on the business climate, also proposing a specific legislative innovation to protect entrepreneurs. According to experts, it is quite realistic to expect improvement of legal conditions for business, and the situation can begin to change for the better very quickly.

Russian President Vladimir Putin took part in the annual meeting of judges of courts of general jurisdiction via videoconference, military and arbitration courts of the Russian Federation, dedicated to summarizing the work of the Russian judicial system in 2022 year and priorities for the current year. Among the key topics, raised at the meeting, protection of business rights and improvement of the business climate in Russia.

Excess pressure must be eliminated

As Vladimir Putin noted in his speech, it's important, that the decisions taken at the end of the meeting lead to real changes, improved the quality of the judicial system, and therefore - made more accessible and effective protection of the rights, freedoms and legitimate interests of our citizens. This is the key to the development of Russia as a democratic state based on the rule of law., countries with high social standards, competitive business climate and attractive national jurisdiction.

The head of state noted, that the judiciary through law enforcement practice has always influenced the formation of a favorable business environment in our country, investment climate. “Today, in the context of sanctions aggression – there is no other way to say it – against Russia, this is especially relevant.. In this regard, the question of legislative guarantees for the protection of entrepreneurs from unjustified criminal prosecution again arises., including a ban on extending the period of detention of suspects and accused of crimes in the economic sphere, as well as the selection of preventive measures for them, not associated with isolation from society. For iexample, bail or house arrest. This will contribute to the further humanization of justice.”, he emphasized.

In its turn, Chairman of the Supreme Court Vyacheslav Lebedev cited statistics, according to which, last year, in relation to commercial organizations and individual entrepreneurs, arbitration courts terminated 17% cases of administrative offenses, and 18% persons were given administrative punishment in the form of a warning. Thus, he stated, “In judicial practice, an excessive administrative burden on business is excluded”.

Supreme Court, added Vyacheslav Lebedev, constantly studies and analyzes judicial practice in criminal cases of crimes, committed in the field of entrepreneurial and other economic activities. Reviewed last year 5800 cases of this category in relation to 6600 persons. condemned 73%, and with regard to 27% criminal prosecution terminated by court. Real imprisonment appointed 6% convicts. Considered 344 petitions for the choice of a preventive measure in the form of detention, satisfied 84% petitions, but in satisfaction 16% applications denied.

"Certainly, in today's conditions, when we live under constant pressure from abroad, I mean all these endless sanctions, - as we all see, we calmly go through all these sanctions, - but the answer to these unfriendly actions and attempts to destroy our economy can be only one: expansion of the sphere of freedom and protection on the part of law enforcement agencies in general and the judiciary in particular”, Vladimir Putin said.

According to him, entrepreneur must comply with the law, “but should not feel pressure from the state either”. “This is an extremely important area for, to strengthen our economy. Therefore, I beg you to pay special attention to this and look at what, what else can be done in this area, without violating, surely, interests of our citizens, without violating the interests of those people, who are involved in certain activities, involved in some activity. There, where criminal control or certain pressure from the state is excessive, it must be eliminated", Vladimir Putin emphasized.

Entrepreneurs have no indulgences

High level of economic instability, currently fixed in the international arena, allows to conclude that, that the situation [business climate] can change rapidly, предположила в комментарии «Эксперту» member of the general council, Head of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts "Business Russia", project ambassador “Business Duty Officer” Ekaterina Avdeeva. The additional negative impact on business with “post-traumatic” sanctions stress is gradually offset by the realization of the high importance of the entrepreneur for society and the economy.

Today, as pointed out by the expert, the desire to ensure a balance of private and public interests comes to the fore. She also notes the involvement of the government in solving the problem of administrative and coercive pressure., which is a serious stop factor for the development of the country's economy.

We are talking about the formation of a new type of interaction between business and government: the relationship structure is being transformed into an open dialogue format, explained Ekaterina Avdeeva. In contrast to the solution of "point" problems and "patches" of legislation, the effect of consolidation will not be of a framework or superficial nature, but will be aimed at long-term mutually beneficial cooperation without pressure and excesses on the ground.

The request for stability in the economy was embodied in dynamic changes in rules and regulations, as well as flexibility of legislation. That, which yesterday was impossible and assumed legal liability up to criminal (for example, parallel import), today allowed to meet the needs of economic entities.

But there is also the other side of the coin.: the “old” obligations taken by the entrepreneur cannot always be fulfilled in the current realities. Important, so that the law enforcement officer takes into account the peculiarities of carrying out entrepreneurial activities “at his own risk” (Art. 2 Civil Code of the Russian Federation) and at the same time felt the protection of the state - as from illegal actions on the part of persons, mimicking under business, as well as force pressure. The main marker here will be the application of guarantees, provided for at the stage of the criminal process for real business entities, not using formal tricks to avoid them, expert believes.

“Speaking at scientific and expert platforms, we always emphasize, that the entrepreneur has no indulgence. But in connection with, that the differentiation of the incriminated economic compositions for the most part passes along the border with civil law disputes, especially when it comes to scams, very important, so that for the period of investigation of all the facts, the entrepreneur is not in a pre-trial detention center, was not deprived of the opportunity to continue to conduct business ", – emphasized Ekaterina Avdeeva.

There are other precautions, which will ensure the impossibility of hiding from the investigation, she adds. If the entrepreneur has all the signs of real activity, he does not want to live with the stigma of a "fraudster", "criminal" and will be interested in, to investigate the situation, but no pressure.

The business climate needs to improve

President's initiative to ban courts from extending the arrest of defendants in "economic" cases, does not imply pitfalls and really looks, as an act of humanization of Russian justice in relation to entrepreneurs, suspected or accused of committing economic crimes, believes the lawyer, Managing Partner of Selyutin & Partners Law Firm Alexander Selyutin.

However, in his opinion, should be considered, that the Ministry of Justice and other departments have already raised these issues, at the same time, no specific legislative initiatives were introduced in six months. And when it comes to endless extensions of the preliminary investigation or, for example, terms of detention, comes to mind that, that in the judicial system, mechanisms for assisting the courts to the investigating authorities are firmly entrenched.

Concerning the eradication of excessive pressure in the field of criminal control, noted in a conversation with "Expert" Alexander Selyutin, most likely, more humane sentencing and the above leniency at the investigation stage are implied (terms, preventive measure, pledge and so on). At this stage in criminal practice, as noted by the lawyer, no progress in this direction. And until they make real changes to the criminal procedure law, it makes no sense to rely on these statements.

Anyway, Vladimir Putin's proposals are not yet of a legislative nature, noted in a conversation with the "Expert" candidate of legal sciences, expert of the public movement "Information for All" Stanislav Petrovsky. This is more like a wish to the judges. Respectively, before the law, amending the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, the impact will be limited to a decrease in the number of extensions of the terms of arrest in business cases. To fundamentally solve this problem, it is possible to introduce the rule, on which the arrest of the entrepreneur is applied, only if he didn't post bail.

In general, entrepreneurs are the driving force of society., Therefore, these concessions, undoubtedly, improve the business climate in the country. In practice, I often encounter, that the same business actions, related, for example, with the issue of shares, can be recognized as an investment activity - strongly supported by the state, and actions, that can be challenged in arbitration, and can also be perceived as unscrupulous and even illegal, having signs of a criminally punishable act", - Sergey Ureskul, CEO of the Institute of Corporate Technologies, told Expert.

In this situation, before structuring an investment deal, business has to weigh everything several times and be very careful about attracting investments. And this greatly hinders the development of the economy.. As part of the proposed measures, sure expert, the situation must change for the better..

Other news

Share this info. Choose a social media!

pro bono consultation

логотип
Это пустое меню. Пожалуйста, убедитесь, что в вашем меню есть пункты.
Дежурный по бизнесу

Президент рассудил дело в пользу бизнеса.

Президент рассудил дело в пользу бизнеса.

Владимир Путин поднял вопрос о влиянии судебной власти на деловой климат, предложив также конкретную законодательную новацию в защиту предпринимателей. По мнению экспертов, улучшение правовых условий для бизнеса ожидать вполне реально, причем ситуация может начать меняться в лучшую сторону очень быстро.

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в ежегодном совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов РФ, посвящённом подведению итогов работы российской судебной системы в 2022 году и приоритетным задачам на текущий год. Среди ключевых тем, поднятых на совещании, стали защита прав бизнеса и улучшение делового климата в России.

Избыточное давление надо устранять

Как отметил в своем выступлении Владимир Путин, важно, чтобы принятые по итогам совещания решения вели к реальным изменениям, повышали качество работы судебной системы, а значит – делали более доступной и эффективной защиту прав, свобод и законных интересов наших граждан. В этом залог развития России как правового демократического государства, страны с высокими социальными стандартами, конкурентным деловым климатом и привлекательной национальной юрисдикцией.

Глава государства отметил, что судебная власть через правоприменительную практику всегда влияла на формирование в нашей стране благоприятного делового, инвестиционного климата. «Сегодня в условиях санкционной агрессии – по-другому не скажешь – против России это особенно актуально. В этой связи вновь встаёт вопрос о законодательных гарантиях защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования, включая запрет на продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в преступлениях в экономической сфере, а также избрание для них мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества. Например, внесение залога или домашний арест. Это будет способствовать дальнейшей гуманизации правосудия», – подчеркнул он.

В свою очередь, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев привел статистику, согласно которой, в прошлом году в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей арбитражными судами прекращено 17% дел об административных правонарушениях, а 18% лиц назначены административные наказания в виде предупреждения. Таким образом, констатировал он, «в судебной практике исключается избыточная административная нагрузка на бизнес».

Верховный суд, добавил Вячеслав Лебедев, постоянно изучает и анализирует судебную практику по уголовным делам о преступлениях, совершённых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В прошлом году рассмотрено 5800 дел этой категории в отношении 6600 лиц. Осуждено 73%, а в отношении 27% уголовное преследование прекращено судом. Реальное лишение свободы назначено 6% осуждённых. Рассмотрено 344 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, удовлетворено 84% ходатайств, а в удовлетворении 16% ходатайств отказано.

«Конечно, в условиях сегодняшнего дня, когда мы живем под постоянным прессингом из-за рубежа, имею в виду вот эти все бесконечные санкции, – как мы все видим, мы спокойно проходим через все эти санкции, – но ответом на эти недружественные действия и попытки разрушить нашу экономику может быть только одно: расширение сферы свободы и защищенности со стороны правоохранительных органов в целом и судебной системы в частности», – сказал Владимир Путин.

По его словам, предприниматель должен соблюдать закон, «но не должен чувствовать прессинга еще и со стороны государства». «Это чрезвычайно важная сфера для того, чтобы укрепить нашу экономику. Поэтому я вас очень прошу обратить на это особое внимание и посмотреть на то, что можно сделать дополнительно в этой сфере, не нарушая, конечно, интересов наших граждан, не нарушая интересов тех людей, которые сталкиваются с той или иной деятельностью, вовлечены в ту или иную деятельность. Там, где уголовный контроль или определенное давление со стороны государства является избыточным, его надо устранять», – подчеркнул Владимир Путин.

У предпринимателей нет индульгенций

Высокий уровень экономической нестабильности, фиксируемый в настоящее время на международной арене, позволяет сделать вывод о том, что ситуация [с деловым климатом] может стремительно измениться, предположила в комментарии «Эксперту» член генсовета, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов «Деловой России», амбассадор проекта “Дежурный по бизнесу” Екатерина Авдеева. Дополнительное негативное воздействие на бизнес с «посттравматическим» санкционным стрессом постепенно нивелируется осознанием высокой значимости предпринимателя для общества и экономики.

Сегодня, как указала эксперт, на первый план выходит стремление обеспечить баланс частных и публичных интересов. Она также отмечает вовлеченность правительства в решение проблемы административного и силового давления, которое является серьезным стоп-фактором для развития экономики страны.

Речь идет о формировании нового типа взаимодействия бизнеса и власти: структура взаимоотношений трансформируется в формат открытого диалога, пояснила Екатерина Авдеева. В отличие от решения «точечных» проблем и «латаний» законодательства, эффект консолидации будет носить не рамочный или поверхностный характер, а будет направлен на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество без давления и перегибов на местах.

Запрос на стабильность в экономике воплотился в динамичных изменениях правил и регламентов, а также гибкости законодательства. То, что вчера было невозможно и предполагало правовую ответственность вплоть до уголовной (например, параллельный импорт), сегодня разрешено для удовлетворения потребностей субъектов экономики.

Но есть и обратная сторона медали: взятые предпринимателем «старые» обязательства не всегда могут быть выполнены в нынешних реалиях. Важно, чтобы правоприменитель учитывал особенности осуществления предпринимательской деятельности «на свой риск» (ст. 2 ГК РФ) и при том чувствовал защиту государства – как от противоправных действий со стороны лиц, мимикрирующих под бизнес, так и от силового давления. Главным маркером здесь станет применение гарантий, предусмотренных на стадии уголовного процесса для реальных субъектов предпринимательской деятельности, не используя формальные уловки для их неприменения, считает эксперт.

«Выступая на научных и экспертных площадках, мы всегда подчеркиваем, что предприниматель не обладает индульгенцией. Но в связи с тем, что дифференциация инкриминируемых экономических составов в большой части проходит по границе с гражданско-правовыми спорами, особенно когда речь идет о мошенничестве, очень важно, чтобы на период расследования всех фактов предприниматель не был в СИЗО, не был лишен возможности продолжать вести бизнес», – акцентировала внимание Екатерина Авдеева.

Существует другие меры пресечения, которые обеспечат невозможность сокрытия от следствия, добавляет она. Если предприниматель обладает всеми признаками реальной деятельности, он не захочет жить с клеймом «мошенника», «преступника» и будет заинтересован в том, чтобы следствие разобралось в ситуации, но без давления.

Деловой климат должен улучшиться

Инициатива президента о запрете судам продлевать арест фигурантам «экономических» дел, не подразумевает подводных камней и действительно выглядит, как акт гуманизации российского правосудия в отношении предпринимателей, подозревающихся или обвиняющихся в совершении преступлений экономической направленности, полагает адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Селютин и партнеры» Александр Селютин.

Однако, по его мнению, следует учитывать, что Минюстом и иными ведомствами уже поднимались данные вопросы, при этом за полгода не было внесено конкретных законодательных инициатив. А когда речь идет о бесконечных продлениях сроков предварительного следствия или, например, сроков содержания под стражей, на ум приходит вывод о том, что в судебной системе прочно закрепились механизмы содействия судами органам следствия.

По поводу искоренения избыточного давления в области уголовного контроля, заметил в беседе с «Экспертом» Александр Селютин, скорее всего, подразумеваются более гуманное назначение наказаний и вышеуказанные снисхождения на стадии следствия (сроки, меры пресечения, залог и так далее). На данном этапе в уголовной практике, как обратил внимание адвокат, нет продвижений в данном направлении. И пока не внесут реальные изменения в уголовно-процессуальный закон, полагаться на эти высказывания вряд ли имеет смысл.

Так или иначе, предложения Владимира Путина пока не носят законодательного характера, отметил в разговоре с «Экспертом» кандидат юридических наук, эксперт общественного движения «Информация для всех» Станислав Петровский. Это скорее пожелания к судьям. Соответственно, до принятия закона, изменяющего УПК РФ, влияние ограничится снижением количества продлений сроков ареста по предпринимательским делам. Для кардинального решения этой проблемы возможно введение правила, по которому арест предпринимателя применяется, только если он не внёс залог.

В целом же предприниматели являются движущей силой общества, поэтому указанные послабления, безусловно, улучшат деловой климат в стране. «На практике я часто сталкиваюсь с тем, что одни и те же действия бизнеса, связанные, например, с выпуском акций, могут быть признаны как инвестиционной деятельностью — всячески поддерживаемой государством, так и действиями, которые можно оспорить в арбитраже, а также могут познаваться недобросовестными и даже незаконными, имеющими признаки уголовно наказуемого деяния», – рассказал «Эксперту» генеральный директор Института корпоративных технологий Сергей Урескул.

В этой ситуации, прежде чем структурировать инвестиционную сделку, бизнесу приходится несколько раз все взвесить и очень осторожно подходить к вопросу привлечения инвестиций. А это сильно сдерживает развитие экономики. В рамках предложенных мер, уверен эксперт, ситуация все-таки должна поменяться в лучшую сторону.

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono