15.07.2025

Пешком дешевле: в Благовещенске будут штрафовать за электросамокаты

Электросамокаты за последние годы стали одним из самых популярных средств передвижения среди горожан, оставив велосипедам почетное второе место. Однако несоблюдение правил дорожного движения и нарушение техники безопасности вынуждают применять суровые меры — вплоть до запретов и крупных штрафов. Насколько это легитимно и как отразится на экономической сфере — комментируют юристы и экономисты для MIR24.TV.

Но сначала немного лирики. Воскресенье. Подмосковный город Раменское. В центральном парке вокруг Борисоглебского озера много гуляющих. По дорожкам рядом с пешеходами проносятся велосипедисты и электросамокатчики. Причем большинство именно на желтых арендованных неповоротливых самокатах. Почти на каждом стоит по два пассажира. Обычно это подростки, как девушки, так и юноши. Им очень весело, ведь никто не делает замечаний, хотя это грубейшее нарушение. И вот где-то через двадцать минут у крутого склона на асфальте валяется казенный номерной знак. А два мальчишки, которые, стоя на одном самокате, так азартно распугивали толпу гуляющих, уже без улыбок пытаются вытащить из травы тяжелое транспортное средство, которое явно не вписалось в нужную траекторию при повороте — только высота склона и густые кусты не позволили незадачливым любителям экстрима прямиком скатиться в озеро. Наглядная иллюстрация из жизни…

Законно или незаконно?

Подобных примеров по всей России — тысячи.  И с более серьезными последствияvb для здоровья. К сожалению, безалаберное отношение людей к самокатам приводит к ужесточению мер уже на законодательном уровне. Поэтому с 14 июля в Благовещенске вступил в силу закон, принятый в конце июня Законодательным собранием Амурской области: предусматривает штрафы до 100 тысяч рублей за нарушение запрета на использование средств индивидуальной мобильности (СИМ). 

Дарья Разина
Юрист

«Я полагаю, что это «запрещение» использовать именно частные средства индивидуальной мобильности, в том числе электросамокаты — нарушение конституционных прав человека. Прокурор может обратиться в суд с иском, если усмотрит нарушения, в защиту прав граждан».

Как сообщает в своем телеграм-канале мэр Благовещенска Олег Имамеев, меры принимались поэтапно, это уже финальная точка, потому что частичные запреты в центре города ни к чему не привели. Увы, благовещенцы продолжали несерьезно относиться к перемещению на электросамокатах, а жалобы от пострадавших сотнями сыпались в соответствующие инстанции.  

Елена Каравайцева
Юрист

«В соответствии со статьей 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно статье 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Не существует федерального закона, запрещающего или ограничивающего пользование СИМ. Согласно статье 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Вышесказанное означает, что запрет в использование СИМ распоряжением главы города противоречит Конституции РФ и не может применяться».

Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Александр Шахов на вопрос о легитимности нововведений в Благовещенске решительно ответил: 

Александр Шахов
Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

«Нет, это незаконно. Согласно статье 5.21.1 Закона Амурской области, органы местного самоуправления могут устанавливать запрет передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) на территориях общего пользования, однако реализация этого полномочия не должна расширительно толковаться путем введения полного запрета. В противном случае происходит нарушение баланса между «безопасностью» и «свободой», а угрозе реализации уже подвергаются ряд конституционных положений. Использование СИМ не было запрещено федеральным законодательством, а значит угрозе реализации подвергается как свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ) для граждан, так и свобода предпринимательской деятельности (статья 35 Конституции РФ) для частных компаний. Напомним, что в соответствии со статьей 55 Конституции РФ: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Установление полного запрета на использование электросамокатов находится вне компетенции как субъекта РФ, так и муниципального образования».

Транспорт или игрушка?

Мэр Благовещенска сокрушается, что жители воспринимают самокаты как игрушки, поэтому столько нарушений на улицах. Однако существует целая система документов, которая четко регламентирует, что СИМ — полноценные участники дорожного движения. 

Алена Яковлева
Налоговый консультант, кандидат экономических наук

«В России регулирование СИМ находится в стадии развития. Полного запрета на электросамокаты по стране нет, но есть ограничения в отдельных городах. Что говорит закон? Законодательство РФ признает электросамокаты как средство индивидуальной мобильности (СИМ). Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ № 1769 от 06.10.2022 года и ПДД с изменениями от 1 марта 2023 года. Использование СИМ регулируется ПДД и актами субъектов РФ. В частности, правила передвижения на СИМ — Постановлением Правительства № 1090 РФ от 23 октября 1993 года (далее — ПДД РФ). Согласно статье 24 ПДД РФ, пользователи электросамокатов приравниваются к водителям ТС и обязаны соблюдать ПДД. За нарушения предусмотрены штрафы — глава 12 КоАП РФ. Местные власти вправе вводить ограничения или запреты на использование СИМ для обеспечения общественной безопасности, порядка и защиты прав других участников ДД. Полномочия регулируются ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 (статья 22) и ПДД РФ. С чем связано ужесточение регулирования? Эксперты отмечают рост аварийных ситуаций. В 2024 году количество ДТП с участием СИМ выросло на 42,8%. Поэтому власти регионов вводят запреты на массовое использование электросамокатов».

Месяцем раньше, 15 мая, в Челябинске полностью отказались от сервисов аренды электросамокатов и заблокировали все приложения. Причины были те же: огромное количество жалоб от пострадавших при столкновениях с электросамокатами. Алена Яковлева напоминает, в Перми тоже действуют аналогичные запреты в центре города и при массовом скоплении людей, и считает, что помимо запретов и штрафов в понятие регулирования должно входить обязательно информирование населения.

Экономические последствия 

Нельзя не затронуть и экономический аспект. Так как закрываются сервисы аренды электросамокатов, владельцам бизнеса придется решать вопрос возврата клиентам абонементов, которыми уже нельзя будет воспользоваться. 

Надежда Капустина
Профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук

«Решения властей Благовещенска и Челябинска о запрете использования электросамокатов поднимают фундаментальный вопрос о балансе между общественной безопасностью и правами граждан на свободу передвижения. С юридической точки зрения, местные администрации действуют в рамках своих полномочий, поскольку регулирование дорожного движения и обеспечение безопасности на территории муниципалитета входят в их компетенцию. Однако существуют юридические и экономические последствия таких запретов, которые требуют серьезного анализа. Каршеринг электросамокатов представляет собой развивающийся сегмент экономики совместного потребления, создающий рабочие места и привлекающий инвестиции. Административные ограничения могут негативно сказаться на инновационном климате региона и его привлекательности для технологических компаний. Альтернативой тотальному запрету могло бы стать создание четкой нормативной базы».

Надежда Капустина выделяет факторы, которые могли бы помочь владельцам прокатов и их клиентам: 

  • лицензирование операторов;
  • определение зон парковки;
  • установление требований к техническому состоянию транспортных средств;
  • компенсационные механизмы и переходные периоды для потребителей;
  • регулирование скоростных режимов;
  • создание специальных полос движения;
  • обязательное страхование.

Открытый вопрос

Как видим, мнения разделились. При широчайшем разнообразии инфраструктуры российских городов и разницы бюджетов говорить о всей стране в целом нецелесообразно. Павел Авдеев, председатель Комитета МТПП по предпринимательству в сфере архитектуры, проектирования и строительства, склонен считать решение руководства Благовещенска правомерным:

Павел Авдеев
Председатель Комитета МТПП по предпринимательству в сфере архитектуры, проектирования и строительства

«Конституция РФ и Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 07.07.2025) «О безопасности дорожного движения» наделяют местные власти полномочиями устанавливать дополнительные правила дорожного движения и безопасности на территории своего муниципального образования. Такие решения принимаются местными органами исполнительной власти и согласуются с региональными законодательствами субъектов федерации. Запрещение определенных видов транспорта должно иметь обоснованные причины, связанные с обеспечением общественной безопасности и предотвращением аварийных ситуаций».

Павел Авдеев предлагает местным властям предпринять следующие шаги: 
Создать отдельную дорожную инфраструктуру, специально предназначенную для электрических транспортных средств низкой скорости. 

Провести информационную кампанию среди жителей города о правилах безопасного поведения на дорогах. 

Разработать нормы и стандарты регулирования пользования электромотоциклами и скутерами, аналогичных существующим нормам ПДД. 

«Безопасность движения на самокатах никак не отрегулирована у нас на сегодняшний день. Двигаться по тротуарам со скоростью 30 км в час совсем не безопасно. Совершенно точно необходимо искать компромиссные решения, учитывающие потребности всех участников процесса, и обеспечить соблюдение принципа равенства и справедливости в рамках действующего законодательства», — резюмировал эксперт.

Получается, увлеченные ездой на электросамокатах в какой-то степени сами провоцируют городские власти вводить репрессивные меры своим легкомысленным отношением к окружающим. Культура вождения должна быть не только у водителей автомобилей, но и у любителей более легких и подвижных транспортных средств. Взаимоуважение на дорогах — залог отсутствия травм. Велосипеды же никто не запрещает…

Источник: https://mir24.tv/articles/16639947/peshkom-deshevle:-v-blagoveshenske-budut-shtrafovat-za-elektrosamokaty

Поделиться:
Теги:
Транспорт
Популярные статьи
25.11.2024
Как найти надёжного поставщика в строительстве
22.08.2023
Очень важно, чтобы категория самозанятых не подменяла рост сектора МСП
21.08.2023
Доходы по месту: россияне начали переходить из МСП в самозанятые

Бизнеса Финансирование

Соглашение об условиях использования сайта dezhurnyj-po-biznesu.ru

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Соглашение содержит условия использования сайта пользователями  dezhurnyj-po-biznesu.ru интернет-ресурса.
1.2. Интернет-ресурс dezhurnyj-po-biznesu.ru (далее также «сайт») является сайтом, который предназначен для размещения информации о продуктах и услугах Администратора сайта.
1.3. Пользователь в полном объеме и безоговорочно принимает условия настоящего Соглашения, а также принимает условие о возможном изменений Администратором в любой момент условий настоящего Соглашения.
1.4. Для целей доступа к сайту пользователь самостоятельно обеспечивает себя необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом в Интернет.
1.5. Пользователь дает право Администратору направлять посредством установленных каналов связи информационные сообщения пользователю для целей обеспечения взаимодействия.

2. Порядок пользования сайтом.

2.1. Администратор предоставляет пользователю право некоммерческого использования сайтом, что предполагает невозможность без согласования с Администратором интернет-ресурса осуществление любых действий по извлечению прибыли, либо иных действий, направленных на извлечение дохода от использования сайта.
2.2. Администратор вправе в любой момент произвести идентификацию личности пользователя для целей подтверждения предоставленных пользователем сведений о себе.
2.3. Пользователь осознает, что используя сайт, несет все возможные риски, вытекающие из такого использования. Администратор сайта предоставляет право использовать возможности интернет-ресурса и содержащихся сервисов, продуктов, услуг но не предоставляет какие-либо гарантии от использования таких сервисов, продуктов, услуг.
2.4. Администратор не несет ответственность за любой ущерб, в том числе убытки, причиненные пользователю вследствие использования последним контента, который был размещен на сайте.
2.5. Администратор имеет право редактировать, удалять сообщения и контент пользователей по своему собственному усмотрению.

3. Политика конфиденциальности.

3.1. Пользователь дает свое согласие на предоставление Администратору права использования, обработки, хранения персональных данных, в том числе сбор, запись (в том числе на электронные носители), хранение, уточнение (обновление, изменение), удаление.
3.2. Любые предоставленные пользователем персональные данные, а также иные сведения используются исключительно в целях оказания пользователю услуг Администратором в соответствии с заключенными договорами между пользователем и Администратором.
3.3. Администратор предпринимает разумные меры предосторожности для обеспечения защиты персональных данных пользователей от незаконного использования. Пользователь может самостоятельно определять объеме предоставленной информации о себе, за исключением установленных Администратором обязательных персональных сведений о пользователе.

4. Использование результатов интеллектуальной деятельности.

4.1. Все права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые на сайте, в том числе права на товарные знаки, знаки обозначения, патенты, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, ноу-хау, контент (тексты, музыка, видео) принадлежат на законном праве Администратору. Никто не вправе без согласия Администратора использовать результаты интеллектуальной деятельности в своих интересах, либо интересах третьих лиц. Исключением является возможность использования объектов интеллектуальной собственности в процессе пользования сайтом конкретным пользователем. Никакой контент и результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на сайте, не могут быть использованы иным образом без предварительного разрешения правообладателя. Под использованием подразумеваются, в том числе: воспроизведение, копирование, переработка, распространение на любой основе, и др.
4.2. Использование пользователем контента для личного некоммерческого использования допускается при условии сохранения всех знаков охраны авторского права, смежных прав, товарных знаков, других уведомлений об авторстве, сохранения имени (или псевдонима) автора/наименования правообладателя в неизменном виде, сохранении соответствующего объекта в неизменном виде. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством.

5. Гарантии и ответственность.

5.1. Пользователь использует сайт в пределах условий настоящего Соглашения и на свой собственный риск.
5.2. Администратор не гарантирует, что сайт в целом, его отдельные составляющие, в том числе пользовательские функции и сервисы будут соответствовать целям и ожиданиям пользователя.
5.3. Администратор не несет ответственность за все виды убытков, которые могут произойти вследствие использования пользователем сайта или его отдельных частей и сервисов.
5.4. В случаях установленных законодательством, при наличии вины Администратора, с учетом положений настоящего Соглашения размер ответственности Администратора не может превышать 10 000 (десять тысяч) рублей.

Яндекс.Метрика