"Необходим регламент на случай технических сбоев", - Екатерина Авдеева об обязательном досудебном обжаловании через "Госуслуги"
Если не сработает сервис из-за технического сбоя или будет допущена ошибка заявителем, жалобу могут отклонить просто по формальным признакам. Об этом в комментарии для «Коммерсантъ» сказала Екатерина Авдеева, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России», член Генсовета "Деловой России", амбассадор «Дежурного по бизнесу». Правительство России продолжает модернизировать систему разрешительной деятельности, делая ее более доступной и прозрачной. С 1 сентября 2024 года вводится обязательная процедура досудебного обжалования отказов в выдаче 194 видов разрешений через портал "Госуслуги". К 31 декабря этот список расширится до 202 видов.
«Стоит позитивно оценить введение обязательной процедуры досудебного обжалования. Во-первых, это поможет снизить нагрузку на судебную систему, которая сейчас значительна. Повышение судебных пошлин, которое было продиктовано в том числе и необходимостью обеспечить более вдумчивый подход при обращении в суд, также больше ориентируют на внесудебное урегулирование. Обращение в суд больше не будет таким дешёвым, каким было, поэтому самое время развивать досудебную практику решения споров. – прокомментировала Екатерина Авдеева. – Во-вторых, регламент досудебного обжалования, который ранее был представлен на обсуждение, исключает возможность рассмотрения жалобы тем же лицом, которое вынесло предыдущее решение, что гарантирует непредвзятость при принятии новых решений.
Авдеева добавила, что досудебное обжалование должно способствовать общему совершенствованию разрешительной деятельности в России. Онлайн-формат делает этот процесс более удобным, быстрым и экономичным. Онлайн-формат в данном случае – это, в том числе, оперативная обратная связь государству от бизнеса, что позволит продолжить развитие эффективного комфортного сервиса выдачи лицензий и разрешений. Также это повышает исполнительную дисциплину госорганов. Прозрачность процедуры стимулирует ведомства к строгому соблюдению сроков, установленных регламентами и законом.
«А вот с чем действительно могут возникнуть проблемы, так это со сложностями при электронной подаче, со сбоями в системе. Если не сработает сервис, произойдёт технический сбой, если будет допущена ошибка заявителем, даже незначительная, то заявление могут отклонить просто по формальным признакам. Неполадки в таких системах, как «Госуслуги», ФНС или «Мос.Ру», уже имели место. К сожалению, у нас система всё ещё не совершенна. И в данном случае необходим регламент на случай технических сбоев, а также оперативная работа для устранения неработающих модулей, если такие проблемы появляются», - подытожила Екатерина Авдеева.
Введение обязательного досудебного обжалования является логичным продолжением эксперимента, запущенного год назад. В рамках эксперимента, возможность подать жалобу на решения контрольных органов в сфере выдачи лицензий и разрешений на "Госуслугах" позволила бизнесу сократить временные и финансовые издержки. Теперь же эта возможность становится стандартом, что должно улучшить процесс взаимодействия бизнеса с государственными органами.
В список вошли наиболее востребованные виды разрешительной деятельности, такие как получение разрешения на ввоз медицинских изделий, строительство и реконструкцию объектов, лицензий для пользования недрами, розничной продажи алкоголя и другие. Это позволит заявителям оперативно и эффективно обжаловать необоснованные отказы в выдаче разрешений, не прибегая к длительным судебным разбирательствам.