• Главная
  • Пресс-центр
  • Не расплескать бы: бизнесу приходится адаптироваться и к санкциям, и к новым приоритетам государства
28.12.2022

Не расплескать бы: бизнесу приходится адаптироваться и к санкциям, и к новым приоритетам государства

Подведение РСПП итогов года продемонстрировало, что союз оценивает состояние российских компаний как хрупкое и неустойчивое равновесие и просит де-факто об одном: не нарушать его резкими регуляторными и фискальными изменениями, дав предпринимателям возможность, время и ресурсы на адаптацию к жизни в и без того усугубляющихся условиях. Часть госаппарата готова идти навстречу бизнесу – например, не усиливая формальный контроль и надзор и отрабатывая модели его минимизации на ограниченном пуле проверок. Впрочем, РСПП явно больше беспокоит рост содержательного госучастия в экономике: на фоне цифровизации налогового контроля Минфин все чаще воспринимает источником оперативного покрытия бюджетных расходов не только госкомпании, но и весь бизнес в РФ.

Хотя в 2022 году компаниям удалось адаптироваться к санкциям, следующий год может оказаться для экономики более сложным – из-за рисков вторичных санкций новые партнеры могут быть потеряны, как и выстроенные за год альтернативные цепочки поставок, рассказал вчера глава РСПП Александр Шохин. О том, что адаптация бизнеса к новым условиям затягивается, экономика упрощается (а значит, и снижается прибыль, см. “Сегодняшнее число”), а в 2023 году ситуацию усугубит нарастание проинфляционных факторов, в Банке России говорят с лета 2022 года. Давление на бизнес окажет и продолжающееся снижение конечного спроса. Компаниям приходится лавировать между приоритетами государства по наполнению бюджета (и связанными с ними решениями по повышению налоговой нагрузки на бизнес) и его же усилиями по стимулированию инвестиционной активности (пока скорее не для наращивания выпуска, а для сохранения производств). Исход неясен – в отношениях государства с бизнесом четко прослеживаются две тенденции.

Часть госаппарата занимается ослаблением нагрузки на бизнес – речь, в частности, идет о ее снижении в рамках реформ КНД и разрешительной деятельности.

Вчера на совещании у вице-премьера и главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко стало известно о продолжении этой работы – в 2023 году будут разработаны индикаторы рисков, что создаст прозрачный и понятный механизм назначения проверок. Также появятся система профилактики и карта рисков для предотвращения нарушений, а контролерам и бизнесу позволят заключать соглашения об устранении недочетов, перенаправив на это расходы последнего на штрафы. Параллельно инвестиционный блок под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова занимается созданием стимулов для бизнеса – это и механизм СЗПК, и донастройка других инвестмеханизмов, и внедрение единых инвестстандартов в регионах: в 2023 году власти изучат более 180 предложений для снижения регуляторной нагрузки на инвесторов. Еще один трек предусматривает создание механизмов адаптации к санкциям (антикризисные пакеты), в том числе поддержку импорта, снятие валютных ограничений и создание “лазеек” для обхода санкций (см. “Ъ” от 21 декабря).

Вторая же тенденция – тяготение Минфина к решению задач по наполнению бюджета за счет частного бизнеса.

В РСПП понимают сложности для бюджета и настаивают именно на предсказуемости фискальных решений. По словам господина Шохина, в этом году часть таких решений принималась без обсуждения с бизнесом (нормы об использовании только кадастровой стоимости при расчете налога на имущество, корректировки страховых взносов), в 2021 году таким же образом повышен НДПИ и введен акциз на жидкую сталь. Тогда же обсуждалось введение налога на дивиденды, чтобы стимулировать компании со “сверхдоходами” инвестировать. Де-факто конфликт интересов Минфина в отношении госкомпаний (как получателя их дивидендов и как собственника, ответственного за развитие госАО) по мере роста налоговой прозрачности постепенно распространяется и на весь крупный бизнес в РФ.

Схожая картина наблюдается и в борьбе компаний с давлением на них силовиков – пока “Деловая Россия” обсуждает точечные послабления уголовного прессинга на бизнес, системный контроль над уклонением бизнеса от налогов усиливается. Впрочем, несмотря на начало работы по гуманизации уголовного законодательства, послабления реализованы не в полной мере, в РСПП настаивают на ограничении сроков заключения под стражу и на альтернативных мерах пресечения – на залоговой практике и домашнем аресте. В “Деловой России” готовят законопроект о включении “налогового мошенничества” (возмещение НДС с нарушением) в состав “предпринимательской” статьи УК (ст. 159.7), что освободит предпринимателей от уголовной ответственности после уплаты штрафа; обсуждаются и схожие инициативы для нарушений бизнеса при работе с госзаказом. Действующие же меры парализуют хозяйственную деятельность компаний – приводят к ее банкротству и потере работы сотрудниками.

Что хочет бизнес от УК

О вопросах, которые остаются у бизнеса к уголовному правоприменению, говорили вчера на площадке «Деловой России». Экспертный центр бизнес-объединения по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов отчитался о подготовленном законопроекте, который предполагает внесение изменений в статьи 159.7 и 159.8 УК РФ о возмещении НДС по налоговым составам. «Сегодня дела о налоговом мошенничестве квалифицируются по общеуголовным частям 159-й статьи (мошенничество.— “Ъ”) — это означает, что ни на какие гарантии, предусмотренные законодательством, предприниматель рассчитывать не может: нельзя, в частности, возместить ущерб и таким образом освободиться от уголовной ответственности. К тому же такие дела наносят серьезный урон репутации»,— поясняет руководитель экспертного центра, амбассадор “Дежурного по бизнесу” Екатерина Авдеева.

Число преступлений, квалифицируемых по этим статьям, растет (370 за десять месяцев 2022-го против 297 за весь 2020-й) — в том числе поэтому нужен специализированный состав, который прояснит, как именно предприниматель нарушил закон, считают в «Деловой России». В ФНС инициативу делового сообщества поддерживают, но при этом отмечают, что привлечение к уголовной ответственности — «хорошая превенция» налоговых преступлений: рецидивов по таким делам в ФНС не помнят.

В будущем члены экспертного центра предлагают поменять и части статей УК, связанные с мошенничеством при выполнении госконтрактов. Речь идет о том, чтобы обеспечить бизнесу те же гарантии, что уже предусмотрены для него по «традиционно предпринимательским» статьям. Из-за отсутствия таких гарантий, полагают в «Деловой России», предприниматели боятся работать в этой сфере.

Часть предложений, которые вчера обсуждались на площадке организации, системные: эксперты предлагают выделить в прокуратуре отдельное структурное подразделение для надзора за соблюдением прав представителей бизнеса в ходе расследования уголовных дел, а также создать для предпринимателей центр пробации, в котором можно будет получать консультативную, методологическую и психологическую помощь. Главное, чего ожидают участники встречи,— принятие поправок по гуманизации уголовного законодательства, которые по поручению Владимира Путина разработал Минюст (см. “Ъ” от 5 августа).

 

Поделиться:
Теги:
Популярные статьи
25.11.2024
Как найти надёжного поставщика в строительстве
22.08.2023
Очень важно, чтобы категория самозанятых не подменяла рост сектора МСП
21.08.2023
Доходы по месту: россияне начали переходить из МСП в самозанятые

Бизнеса Финансирование

Соглашение об условиях использования сайта dezhurnyj-po-biznesu.ru

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Соглашение содержит условия использования сайта пользователями  dezhurnyj-po-biznesu.ru интернет-ресурса.
1.2. Интернет-ресурс dezhurnyj-po-biznesu.ru (далее также «сайт») является сайтом, который предназначен для размещения информации о продуктах и услугах Администратора сайта.
1.3. Пользователь в полном объеме и безоговорочно принимает условия настоящего Соглашения, а также принимает условие о возможном изменений Администратором в любой момент условий настоящего Соглашения.
1.4. Для целей доступа к сайту пользователь самостоятельно обеспечивает себя необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом в Интернет.
1.5. Пользователь дает право Администратору направлять посредством установленных каналов связи информационные сообщения пользователю для целей обеспечения взаимодействия.

2. Порядок пользования сайтом.

2.1. Администратор предоставляет пользователю право некоммерческого использования сайтом, что предполагает невозможность без согласования с Администратором интернет-ресурса осуществление любых действий по извлечению прибыли, либо иных действий, направленных на извлечение дохода от использования сайта.
2.2. Администратор вправе в любой момент произвести идентификацию личности пользователя для целей подтверждения предоставленных пользователем сведений о себе.
2.3. Пользователь осознает, что используя сайт, несет все возможные риски, вытекающие из такого использования. Администратор сайта предоставляет право использовать возможности интернет-ресурса и содержащихся сервисов, продуктов, услуг но не предоставляет какие-либо гарантии от использования таких сервисов, продуктов, услуг.
2.4. Администратор не несет ответственность за любой ущерб, в том числе убытки, причиненные пользователю вследствие использования последним контента, который был размещен на сайте.
2.5. Администратор имеет право редактировать, удалять сообщения и контент пользователей по своему собственному усмотрению.

3. Политика конфиденциальности.

3.1. Пользователь дает свое согласие на предоставление Администратору права использования, обработки, хранения персональных данных, в том числе сбор, запись (в том числе на электронные носители), хранение, уточнение (обновление, изменение), удаление.
3.2. Любые предоставленные пользователем персональные данные, а также иные сведения используются исключительно в целях оказания пользователю услуг Администратором в соответствии с заключенными договорами между пользователем и Администратором.
3.3. Администратор предпринимает разумные меры предосторожности для обеспечения защиты персональных данных пользователей от незаконного использования. Пользователь может самостоятельно определять объеме предоставленной информации о себе, за исключением установленных Администратором обязательных персональных сведений о пользователе.

4. Использование результатов интеллектуальной деятельности.

4.1. Все права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые на сайте, в том числе права на товарные знаки, знаки обозначения, патенты, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, ноу-хау, контент (тексты, музыка, видео) принадлежат на законном праве Администратору. Никто не вправе без согласия Администратора использовать результаты интеллектуальной деятельности в своих интересах, либо интересах третьих лиц. Исключением является возможность использования объектов интеллектуальной собственности в процессе пользования сайтом конкретным пользователем. Никакой контент и результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на сайте, не могут быть использованы иным образом без предварительного разрешения правообладателя. Под использованием подразумеваются, в том числе: воспроизведение, копирование, переработка, распространение на любой основе, и др.
4.2. Использование пользователем контента для личного некоммерческого использования допускается при условии сохранения всех знаков охраны авторского права, смежных прав, товарных знаков, других уведомлений об авторстве, сохранения имени (или псевдонима) автора/наименования правообладателя в неизменном виде, сохранении соответствующего объекта в неизменном виде. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством.

5. Гарантии и ответственность.

5.1. Пользователь использует сайт в пределах условий настоящего Соглашения и на свой собственный риск.
5.2. Администратор не гарантирует, что сайт в целом, его отдельные составляющие, в том числе пользовательские функции и сервисы будут соответствовать целям и ожиданиям пользователя.
5.3. Администратор не несет ответственность за все виды убытков, которые могут произойти вследствие использования пользователем сайта или его отдельных частей и сервисов.
5.4. В случаях установленных законодательством, при наличии вины Администратора, с учетом положений настоящего Соглашения размер ответственности Администратора не может превышать 10 000 (десять тысяч) рублей.

Яндекс.Метрика