logo
This is an empty menu. Please make sure your menu has items.
Business Duty Officer

The problem of qualification of fraud and non-fulfillment of obligations under the transaction was discussed at the SPBILF

The problem of qualification of fraud and non-fulfillment of obligations under the transaction was discussed at the SPBILF

Participants of the discussion noticed, that economic disputes often take on criminal overtones, which leads to unreasonable intrusion of law enforcement agencies into the activities of organizations

Following the discussion, the session participants proposed possible solutions to the identified problems.. In particular, a proposal was made to fix in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation the impossibility of initiating a criminal case on deliberate non-fulfillment of contractual obligations in the field of entrepreneurial activity before.
13 May at the XI St. Petersburg International Legal Forum was held a session "Non-fulfillment of the contract or fraud? The problem of qualification". Speakers noted, that despite the liberalization of criminal procedure and criminal law, fine-tuning is still required to create a safer environment for business.

The event was moderated by Vadim Zaripov, Head of the Analytical Service of Pepeliaev Group. He noted, that today there is an excessive criminalization of economic relations: a criminal case is initiated, if the contract is not executed or executed, but any conditions are violated, e.g. quality. Vadim Zaripov believes, what needs to be found out, how comparable is the real public danger of fraud and the negative consequences of the widespread practice of initiating criminal cases under Art.. 159 Criminal Code of the Russian Federation in case of non-fulfillment of contractual obligations in the course of business activities or corporate conflicts.

Head of the Department of Entrepreneurship, competition and financial law, Professor of the Department of Criminal Law of the Siberian Federal University Irina Shishko emphasized, that, as practice has shown, Recently, cases of initiating criminal cases on fraud of executors of state or municipal contracts have become more frequent.. She noted, that these persons are being held liable or for deception, or for damage, although a combination of these two signs is required for fraud. This position, according to Irina Shishko, clearly does not correspond to the tasks of improving the business climate and increasing entrepreneurial initiative, what is needed for economic growth.

Professor of the Department of Criminal Law, Criminology and Penitentiary Law of the St. Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Roman Sharapov noted, that law enforcement agencies refer criminal cases to court for fraud, related to intentional non-fulfillment of contractual obligations, creating a sufficiently high-quality evidence base. Therefore, according to the speaker, the root of the problem lies to a greater extent not in the substantive, and in the procedural aspect.

According to the head of the expert center for criminal law policy and the execution of judicial acts of the All-Russian public organization "Business Russia", ambassador “business officer” Ekaterina Avdeeva, at the moment there is a problem of unreliable statistics on the number of entrepreneurs prosecuted. Besides, she touched upon the problem of improper recording of all agreements, additional agreements, points, etc.. when making deals.

In turn, Maxim Arzamastsev, Associate Professor of the Criminal Law Department of the Law Faculty of St. Petersburg State University, explained, that the problem itself lies not in the number of sentences and not in the number of convicts, because by the time the businessman was convicted, usually, he no longer has a business. In this regard, unreasonable initiation of criminal cases in this area matters..

Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Sverdlovsk Region, Elena Artyukh, noted in her speech, that despite a rather serious liberalization of criminal procedural and substantive criminal legislation, fine tuning is still required to create a safer environment for business.

Head of the center of criminal, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Станислав Нудель полагает, the first thing you need to do is answer the questions: what is the crime situation in this area, what is the potential of criminal law and criminal procedural norms to improve the criminogenic situation.

Natalya Ryabova, Deputy Head of the Expert and Legal Center of the Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs under the President of the Russian Federation, drew attention to, that in our country one of the most significant entrepreneurial risks is the risk of criminal liability, which has a very negative impact on the business climate. “In Russia there is a need to form a layer of entrepreneurs, which form the tax base, create jobs. In this regard, it is necessary to create conditions for, so that people, who plan to do business, were not afraid of unreasonable criminal prosecution”, – shared the opinion of the expert.

According to the commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs in the Tver region Anton Stamplevsky, the problem is not so much the clarity of the norm itself, how much is that, How is law enforcement using it?.

In the second part of the discussion, the speakers expressed their proposals for a possible solution to the problems raised. So, Lecturer at the Department of Taxes and Tax Administration of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Danil Levchenko, Managing Partner of Levchenko & Partners Law Agency, believes it is possible to establish in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation a direct ban on initiating criminal cases under Art.. 159 of the Criminal Code of the Russian Federation if there is a valid economic and legal transaction in B2B and B2G relations, until it is recognized by the court as invalid on the grounds of Art.. 178 and h. 2 Art. 179 Civil Code of the Russian Federation.

Anton Stamplevsky proposed to start the introduction of "electronic criminal case", as well as to ensure equality of the parties in the appointment of an examination by granting the right to get acquainted with the materials, sent to the expert, and by introducing mandatory motivation when declining questions from the defense side to the expert.

According to Natalia Ryabova, in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation it is necessary to provide for the suspension of a pre-investigation check or preliminary investigation until the resolution of an economic dispute with the establishment of signs of bad faith of one of the parties. The decision in such a case should have a prejudicial value in the absence of evidence of falsification of the evidence presented in court., the speaker believes.

In turn, Elena Artyukh shared a proposal to fix in the Code of Criminal Procedure the impossibility of initiating a criminal case on deliberate non-fulfillment of contractual obligations in the field of entrepreneurial activity until all civil law remedies and liability measures have been exhausted, and also in the event of retention of uncompensated damage to the victim after such exhaustion. In her opinion, it is also necessary to fix in the Code of Criminal Procedure the impossibility of initiating criminal cases in the contract procurement system in the absence of a statement from a public customer and until all measures of bringing to civil liability for deliberate failure to fulfill contractual obligations under the contract have been exhausted. Besides, Elena Artyukh spoke about the exclusion from the Criminal Code of the Russian Federation of special compositions of "entrepreneurial" fraud (h. 5-7th century. 159 CC RF), which provide for criminal liability for willful failure to fulfill contractual obligations.

Maxim Arzamastsev considers it important to introduce a rule into the legislation, according to which, in order to establish fraud, it is simultaneously necessary:

deception, reaching that level, under which, if truthful information was provided to the counterparty, the contract would not be concluded;
objective and inherently existing impossibility to fulfill the obligations assumed by the person (and awareness of this fact);
lack of economic grounds for obtaining economic benefits, i.e. For this person, the transaction had no independent meaning., but it was just a cover for the crime.
According to Ekaterina Avdeeva, need to explain to the law enforcement officer, what if the counterparty does not hide and does not hide his property, there are no signs of theft.

Roman Sharapov spoke about supplementing the Criminal Procedure Code of the Russian Federation with a norm, according to which it cannot serve as a basis for initiating criminal cases for hours. 5-7th century. 159 of the Criminal Code of the Russian Federation the very fact of non-fulfillment of contractual obligations in the field of entrepreneurial activity in the absence of sufficient data, indicating the intentional nature of such non-performance.

According to Irina Shishko, legislation needs clarification: if the state contract is executed in full and with proper quality, but the price of the contract is much higher than the market value, then it is possible to recognize the receipt by the contractor of payment under the contract as fraud only if it is established that he is colluding with the customer in order to establish an unreasonably high price of the contract, i.e. significantly higher than the average industry profitability.

 

Other news

Share this info. Choose a social media!

pro bono consultation

логотип
Это пустое меню. Пожалуйста, убедитесь, что в вашем меню есть пункты.
Дежурный по бизнесу

На ПМЮФ обсудили проблему квалификации мошенничества и неисполнения обязательств по сделке

На ПМЮФ обсудили проблему квалификации мошенничества и неисполнения обязательств по сделке

Участники дискуссии заметили, что экономические споры часто приобретают уголовную окраску, что приводит к необоснованному вторжению правоохранительных органов в деятельность организаций

По итогам обсуждения участники сессии предложили возможные варианты решения выявленных проблем. В частности, было озвучено предложение о закреплении в УПК РФ невозможности возбуждения уголовного дела о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности до исчерпания всех гражданско-правовых способов защиты и мер ответственности.
13 мая на XI Петербургском международном юридическом форуме прошла сессия «Неисполнение договора или мошенничество? Проблема квалификации». Спикеры отметили, что несмотря на либерализацию уголовно-процессуального и уголовного законодательства все еще требуются тонкие настройки для создания более безопасной среды для бизнеса.

Модератором мероприятия выступил руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Он отметил, что на сегодняшний день имеет место избыточная криминализация хозяйственных отношений: уголовное дело возбуждается, если договор не исполнен или исполнен, но нарушены какие-либо условия, например по качеству. Вадим Зарипов полагает, что необходимо выяснить, насколько сопоставима реальная общественная опасность мошенничества и негативные последствия широкой практики возбуждения уголовных дел по ст. 159 УК РФ в случае неисполнения договорных обязательств в ходе предпринимательской деятельности или корпоративных конфликтов.

Заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и финансового права, профессор кафедры уголовного права Сибирского федерального университета Ирина Шишко подчеркнула, что, как показала практика, в последние время участились случаи возбуждения уголовных дел о мошенничестве исполнителей государственных или муниципальных контрактов. Она отметила, что данных лиц привлекают к ответственности либо за обман, либо за причинение ущерба, хотя для мошенничества обязательно сочетание этих двух признаков. Такое положение, по мнению Ирины Шишко, явно не соответствует задачам улучшения делового климата и повышения предпринимательской инициативности, что необходимо для экономического роста.

Профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ Роман Шарапов отметил, что правоохранительные органы направляют уголовные дела в суд по мошенничеству, связанному с преднамеренным неисполнением договорных обязательств, формируя достаточно качественную доказательственную базу. Поэтому, как считает спикер, корень проблемы кроется в большей степени не в материально-правовом, а в процессуальном аспекте.

Как полагает руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», амбассадор “Дежурного по бизнесу” Екатерина Авдеева, на данный момент существует проблема недостоверной статистики количества привлеченных к уголовной ответственности предпринимателей. Кроме того, она затронула проблему ненадлежащего фиксирования всех договоренностей, дополнительных соглашений, пунктов и т.д. при заключении сделок.

В свою очередь доцент кафедры уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Максим Арзамасцев пояснил, что сама проблемы кроется не в количестве приговоров и не в количестве осужденных, поскольку к моменту осуждения бизнесмена, как правило, у него уже не остается бизнеса. В связи с этим имеет значение необоснованное возбуждение уголовных дел в данной сфере.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх в своем выступлении отметила, что несмотря на достаточно серьезную либерализацию уголовно-процессуального и материального уголовного законодательства все еще требуются тонкие настройки для создания более безопасной среды для бизнеса.

Заведующий центром уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Станислав Нудель полагает, что прежде всего необходимо ответить на вопросы: какова криминогенная ситуация в этой сфере, каков потенциал уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм для улучшения криминогенной ситуации.

Заместитель руководителя экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Наталья Рябова обратила внимание, что в нашей стране одним из наиболее существенных предпринимательских рисков является риск привлечения к уголовной ответственности, что крайне негативным образом влияет на предпринимательский климат. «В России есть потребность в формировании слоя предпринимателей, которые и формируют налогооблагаемую базу, создают рабочие места. В связи с этим необходимо создавать условия для того, чтобы люди, которые планируют заниматься предпринимательской деятельностью, не боялись необоснованного уголовного преследования», – поделилась мнением эксперт.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тверской области Антона Стамплевского, проблема состоит не столько в четкости самой нормы, сколько в том, каким образом ее применяют правоохранительные органы.

Во второй части обсуждения спикеры высказали свои предложения по возможному решению затронутых проблем. Так, преподаватель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, управляющий партнер юридического агентства «Левченко и партнеры» Данил Левченко полагает возможным установить в УПК РФ прямой запрет на возбуждение уголовных дел по ст. 159 УК РФ при наличии в отношениях В2В и В2G действующей хозяйственно-правовой сделки, до тех пор пока она не будет признана судом недействительной по основаниям ст. 178 и ч. 2 ст. 179 ГК РФ.

Антон Стамплевский высказал предложение начать внедрение «электронного уголовного дела», а также обеспечить равенство сторон при назначении экспертизы путем предоставления права знакомиться с материалами, направляемыми эксперту, и путем введения обязательной мотивировки при отклонении вопросов стороны защиты эксперту.

По мнению Натальи Рябовой, в УПК РФ необходимо предусмотреть приостановление доследственной проверки или предварительного следствия до разрешения экономического спора с установлением признаков недобросовестности одной из сторон. Решение по такому делу должно иметь преюдициальное значение при отсутствии доказательств подложности представленных в суде доказательств, полагает спикер.

В свою очередь Елена Артюх поделилась предложением о закреплении в УПК невозможности возбуждения уголовного дела о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности до исчерпания всех гражданско-правовых способов защиты и мер ответственности, а также в случае сохранения невозмещенного ущерба потерпевшему после такого исчерпания. По ее мнению, в УПК также необходимо закрепить невозможность возбуждения уголовных дел в контрактной системе закупок в отсутствие заявления публичного заказчика и до исчерпания всех мер привлечения к гражданско-правовой ответственности за преднамеренное неисполнение договорных обязательств по контракту. Кроме того, Елена Артюх высказалась об исключении из УК РФ специальных составов «предпринимательского» мошенничества (ч. 5–7 ст. 159 УК РФ), которыми предусматривается уголовная ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств.

Максим Арзамасцев считает важным внедрить в законодательство правило, согласно которому для установления мошенничества одновременно необходимы:

обман, достигающий того уровня, при котором при сообщении правдивых сведений контрагенту договор не был бы заключен;
объективная и существующая изначально невозможность выполнения принимаемых лицом обязательств (и осознание им этого факта);
отсутствие экономических оснований для получения экономической выгоды, т.е. для этого лица сделка не имела самостоятельного смысла, а была лишь прикрытием преступления.
Как полагает Екатерина Авдеева, необходимо разъяснить правоприменителю, что если контрагент не скрывается и не скрывает свое имущество, то признаков хищения не имеется.

Роман Шарапов высказался о дополнении УПК РФ нормой, в соответствии с которой не может служить основанием для возбуждения уголовных дел по ч. 5–7 ст. 159 УК РФ сам факт неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в отсутствие достаточных данных, указывающих на преднамеренный характер такого неисполнения.

По словам Ирины Шишко, в законодательстве требуется разъяснение: если госконтракт выполнен в полном объеме и с обеспечением надлежащего качества, но цена контракта значительно выше рыночной стоимости, то признать получение исполнителем платы по контракту мошенничеством можно только при установлении его сговора с заказчиком с целью установления необоснованно высокой цены контракта, т.е. значительно превышающей среднеотраслевую рентабельность.

 

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono