Меры против массовых беспорядков или группового неповиновения осужденных
Перечень оснований введения режима особых условий в учреждениях УИС предлагается расширить.
В Государственную Думу внесен, как сообщает «АГ», проект поправок в УИК, предусматривающий приостановку реализации прав осужденных на свидания, получение передач, посылок, прогулки, а также выезды за пределы исправительных учреждений. Одна из адвокатов посчитала, что предлагаемые изменения не соответствуют Конституции и могут способствовать произволу в отношении как осужденных, так и их защитников, другая полагает, что законопроект не столько повлияет на доступ адвокатов к заключенным, сколько сбалансирует и внесет правовую определенность в гарантированные законом права осужденных на свидания с адвокатом.
В Госдуму внесен проект поправок в ст. 85 УИК РФ (законопроект № 172894-8), которым предлагается расширить круг ситуаций, при которых в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий. Ранее Минюст России выносил проект на общественное обсуждение.
Согласно действующей ч. 1 ст. 85 УИК в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
Законопроектом предусматривается, что режим особых условий может применяться в случаях введения на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина) в исправительном учреждении. Помимо массовых беспорядков или группового неповиновения осужденных предлагается вводить режим особых условий при захвате заложников, наличии реальной угрозы вооруженного нападения, а также при введении ограничительных мероприятий (карантина) в пределах исправительного учреждения.
Действующая ч. 2 ст. 85 УИК предусматривает, что в период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88–97 Кодекса, а также введены усиленные охрана и надзор, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
В случае принятия законопроекта в предложенной редакции ч. 2 ст. 85 УИК будет предусматривать возможность изменения распорядка дня, ограничения деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, а также введение усиленного варианта охраны и надзора, особого порядка допуска на объекты.
Кроме того, ст. 85 Кодекса предлагается дополнить ч. 2.1 о реализации отдельных прав осужденных посредством акта Минюста в случаях введения режима особых условий. Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагается, в частности, регламентировать порядок реализации прав осужденных на свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку и переводы денежных средств, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений в зависимости от оснований введения режима особых условий.
В комментарии «АГ» адвокат МКА «Адвокатское партнерство» Вера Гончарова отметила, что представленный на общественное обсуждение проект вызвал массу критических отзывов, так как фактически создавал неограниченные возможности администрации пенитенциарного учреждения произвольно решать вопросы допуска адвокатов к осужденным. Внесенным в Госдуму проектом поправок ст. 85 УИК предлагается дополнить основаниями для введения режима особых условий, как и прошлый раз, а вопросы реализации прав осужденных при введении указанного режима – урегулировать подзаконным актом, добавила адвокат. «Между тем уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации, а согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные и федеральные законы. Таким образом, во избежание негативной реакции общества на предложенные изменения разработчики законопроекта немного изменили формулировки, при этом цель поправок осталась неизменной. Считаю, что такие изменения не соответствуют Конституции и могут способствовать произволу в отношении не только осужденных, но и адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь», – заключила Вера Гончарова.
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов общественной организации «Деловая Россия», адвокат АП г. Москвы Екатерина Авдеева заметила, что законодатель расширил перечень оснований, по которым может быть введен режим особых условий, однако в целом указанные обстоятельства сложно назвать необоснованными и прямо несущими риски. В то же время, добавила она, основание в виде стихийного бедствия предлагается исключить.
«Законопроект не столько повлияет на доступ адвокатов к заключенным, сколько сбалансирует и внесет правовую определенность в гарантированные законом права на свидания с адвокатом, ограниченные во время локдауна в колониях и СИЗО, а также, вероятно, предусмотрит правовые механизмы защиты осужденных в зонах с риском вооруженного нападения на колонию. Однако при этом необходимо обеспечить баланс между публичными полномочиями руководства учреждений УИС и законными интересами частных лиц, – считает Екатерина Авдеева. – В каких именно случаях и каким образом будет ограничено право на свидание с адвокатом, решать предстоит Минюсту – для этого у него будет 60 дней со дня официального опубликования закона».