Маркетплейсам следует вкладываться в инфраструктуру защиты персональных данных
Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза Интернет-Торговли (СИТ) приняла участие в круглом столе по вопросам совершенствования нормативного регулирования деятельности электронных торговых площадок, который организовал комитет по контролю Госдумы РФ. В рамках мероприятия Екатерина Авдеева изложила позицию СИТ по подходам регулирования сферы интернет-торговли.
«Во-первых, необходим четкий понятийный аппарат. Во-вторых, маркетплейсы развиваются по пути торговых сетей, которые тоже вначале пытались представить себя в качестве продавцов полок продавцам, но потребитель не хочет искать неизвестного ему продавца. В-третьих, необходимо законодательно ограничить штрафы, безакцептное списание с продавцов маркетплейсов», - сказала Екатерина Авдеева в ходе круглого стола.
Также, по ее мнению, выплаты селлерам должны быть чётко регламентированы вплоть до рейса отправки, так как запускается порочный круг: селлер не закупает вовремя товар, его рейтинг понижается, в результате общее ухудшение его финансового положения.
Кроме того, потеря товаров, должны быть урегулированы за счет компенсации. При чём компенсация должна быть оперативной и полной. При этом акции, которые инициирует торговая платформа, должны быть добровольными, и не должны создавать убытки микрокомпаниям. Наконец, необходимо обязать маркетплейсы вкладываться в инфраструктуру защиты персональных данных потребителей, ведь маректплейсы собирают очень значительный массив данных, которые в случае попадания к злоумышленникам могут создавать серьезные угрозы.
В целом законотворчество, как и, в частности, в вопросе регулирования торговых платформ, по мнению Екатерины Авдеевой, должно быть проактивным. «Не надо ждать, когда сформируется негативная правоприменительная практика, следует моделировать развитие отрасли и внедрять нормы, исключающие возникновение негативных тенденций правоприменительной практики, которые уже приходится устранять законодателю», - подчеркнула Екатерина Авдеева.
Сейчас ключевым игрокам отрасли выгодно отсутствие регулирования, это позволяет им лавировать между нормами для получения максимальных преимуществ. Так, по словам Дмитрия Гусева, первого зампреда комитета по контролю, первого заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду», когда речь идет об ответственности перед потребителями и об уплате налогов, маркетплейсы утверждают, что они являются лишь агрегаторами, а когда нужно получить льготы или налоговые вычеты позиционируют себя как общественно-значимые предприятия.
При этом начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева указала, что маркетплейсы – это поставщики услуг, оказывающие дополнительные услуги, которые наделяют эти информационные услуги потребительской ценностью – возможностью заказать товар, разместить товар, оплатить, доставить и вручить. С точки зрения ФАС, маркетплейсы нужно регулировать не как торговлю, а как отдельную сущность.
Модерировал встречу первый заместитель председателя комитета по контролю, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» Дмитрий Гусев. Также в мероприятии приняли участие заместитель председателя комитета Госдумы РФ по защите конкуренции Алексей Ситников, член комитета по защите конкуренции Ирина Филатова, председатель комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ, заместитель председателя Наблюдательного Совета Ассоциации цифровых платформ Антон Данилов-Данильян, представители бизнеса, и экспертного сообщества.