Копия Санкции нанесли серьезный удар по наиболее уязвимому сегменту малого и среднего бизнеса
Уровень рейтинга RSBI (индекс деловой активности малого и среднего бизнеса) в РФ снижается второй месяц подряд, наблюдается спад деловой активности субъектов МСП.
Wide view image of businessman hand stopping collapsing dominos with his finger. Conceptual of business strategy and solution.
Член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов Екатерина Авдеева высказала свое мнение, отметив сильнейшее влияние санкционного давление на экономическую систему и состояние бизнеса:
«Беспрецедентные антироссийские санкции нанесли серьезный удар по наиболее уязвимому сегменту малого и среднего бизнеса: во многих сферах деятельности резко упала выручка, но у предпринимателей сохранились обязанности платить зарплату, гасить кредиты, рассчитываться с контрагентами. Возник серьезный кассовый разрыв, увеличивается число компаний, допускающих просрочку платежей. Правительством принимаются важные и масштабные меры поддержки, однако не весь их потенциал реализуются бизнесом – по незнанию, из-за недоверия государству, малых сумм поддержки и избыточной отчетности. Государственная помощь субъектам МСП окажет благоприятное влияние в долгосрочной перспективе, однако существуют риски, что вырастет фискальная и кредитная нагрузка, а также административные издержки по окончании внешнего давления на Россию. Таким образом, уже сейчас необходимо предусмотреть меры для преодоления долгосрочных негативных последствий экономического кризиса и адаптации МСП к новым условиям.
Субъекты МСП менее устойчивы к макроэкономическим скачкам и в этой связи выбрали выжидательную позицию. Кроме того, небольшой компании зачастую непросто получить денежные средства, особенно если она начала работать недавно или работает не полностью официально.
Здесь мы возвращаемся к вопросу о векторе поведения бизнеса, который должен находиться исключительно в правовом поле, для того, чтобы, во-первых, минимизировать правовые риски и, во-вторых, рассчитывать на меры государственной поддержки.
Но это не единственный фактор. Предприниматели опасаются колебаний на геополитической арене и не до конца понимают, как защитить и структурировать свои активы. В этой связи при анализе и внедрении стимулирующих экономическое развитие мер необходимо вернуться к вопросу обеспечения должного администрирования мер поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности одновременно с верификацией критически важных факторов, в том числе тех, которые препятствуют развитию. Для предпринимателей это может стать универсальной схемой защиты активов от запретов и ограничений, а для государства – залогом надежного благоприятного делового климата.
Многое уже сделано в этом направлении, особенно в части контрольно-надзорной деятельности, которая переориентировалась на превенцию и профилактику правонарушений обеими сторонами правоотношений, избрав вектор на риск-ориентированный подход. Однако в некоторых сферах существуют угрозы: с одной стороны, нарушения гарантий соблюдения прав предпринимателей в ходе расследования преступлений, с другой стороны, незащищенность бизнеса от противоправный действий недобросовестных игроков.
В частности, в Экспертный центр и в СМИ регулярно поступает информация об использовании инструмента банкротства для осуществления рейдерского захвата. Как правило, речь идет о корпоративных спорах, спорах между контрагентами с использованием формально гражданско-правовых инструментов, когда изначально был сформирован умысел на завладение активами и бизнесом. Чаще всего используется сговор с ключевыми сотрудниками, аккумулирование долговых обязательств, понятийные договоренности, которые ослабляют бдительность, использование административного ресурса, а далее – жесткие и бескомпромиссные действия. Отдельные вопиющие случаи выходят на федеральный уровень, как, например, поступившая в СМИ история Васюринского МПК в Краснодарском крае, или требуют от нашего Экспертного центра проведения выездных заседаний в регион для глубокого анализа ситуации на местах с участием правительства и правоохранительных органов региона, например, в Саратовской области. В результате передела бизнеса страдают люди (потеря рабочих мест), сельскохозяйственные угодья, поступления в экономику региона и федерального бюджета. Участники конфликта, которые считают себя пострадавшими и лишаются имущества и компании, в последующем привлекаются к колоссальной субсидиарной ответственности, передавая активы на значительно большую сумму. Практически во всех случаях жалуются на коррупциогенный фактор со стороны местных судебных органов. Участившиеся сведения такого рода фактически дают основания полагать, что новый формат завладения активами, который подпадает под понятие «рейдерство», – это системная проблема, которая требует пристального внимания.
В совокупности все эти факторы свидетельствуют о снижении деловой активности. При этом очевидно, что они требуют внимания и грамотного управления со стороны государства, чтобы обеспечить активность в сегменте МСП по причине того, что именно на него возлагаются большие надежды по креативному подходу. Несмотря на меньшую стабильность, МСП зачастую проявляет большую креативность за счет отсутствия многих усложненных бюрократических процедур, которые присущи крупному бизнесу. Он более мобилен и отзывчив на предложения и новые вызовы. Раскрыть потенциал МСП возможно через правильное администрирование, информирование бизнеса о существующих мерах поддержки и повышение его финансово-правовой грамотности.
Возможно, при глубоком анализе будут выявлены другие факторы и индикаторы, которые позволят сделать процесс инвестиционной активности более управляемым».