Копия Параллельный импорт. Новая реальность
В связи с обострением геополитической ситуации и усилением санкционного давления ряд зарубежных компаний заявили о приостановке поставок своих товаров в Россию. Легализация параллельного импорта позволяет ввозить в страну товары без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм называется «параллельным», так как импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров. В основном это запасные части для автомобилей, потребительская продукция, которая поступает в магазины, и товары критического импорта, которые зарубежные партнеры РФ «отказались поставлять напрямую».
Постановление правительства РФ № 506, выводит ряд товаров, прежде всего импортируемых, из-под действия статей 1359 и 1487 Гражданского кодекса РФ, то есть разрешает параллельный импорт. Минпромторг создал конкретные товаров, которые смогут ввозить любые импортеры — независимо от решения правообладателя. К ввозу разрешены определенные позиции брендов. Товар сверяют по коду ТН ВЭД и наименованию бренда. К слову, в списке нет продовольствия, алкоголя и табака. Официально запрет объясняют опасением ввоза поддельной продукции. Но, скорее всего, Минсельхоз не желает увеличения конкуренции там, где мы и сами способны производить собственный продукт, ведь параллельный импорт оказывает давление на отечественных производителей, которые развивают и выстраивают свой бизнес взамен ушедших зарубежных компаний.
Параллельный импорт — это не то же самое, что “серый” импорт, хотя эти понятия довольно часто путают друг с другом. И тем более параллельный импорт не является легализацией контрабанды. Что интересно, доводы о том, что параллельный импорт является самостоятельным незаконным способом использования товарных знаков, приводятся в судебном решении ФАС Московского округа по одному из дел о «сером» импорте. Компания-правообладатель «Хайнекен Чешская республика, Акционерное общество» обратилось в суд с иском против ООО «ЭлитВода Ру». Правообладатель оспаривал действия по ввозу продукции «пиво «Krusoviсе». Решением суда импортер признан нарушившим права правообладателя и соответственно был признан «параллельным» импортером. Не менее убедительные аргументы приведены в адрес защиты импортеров, а не правообладателей, где параллельный импорт не нарушает законных прав последних. Примерами таких решений являются дела: по иску компании «Каяба Коге Кабасики Кайся» к ООО «Автологистика»; по иску импортера ООО «Алион» против владельца товарного знака «Guinness» компании «Диаджео Айерлэнд»; по искам в отношении сразу нескольких неофициальных дистрибьюторов цифровой техники, маркированной знаком «Panasonic».
Продолжая политику легализации параллельного импорта, Министерство цифрового развития предложило не штрафовать за продажу техники без предустановленного отечественного софта, установив, таким образом, мораторий на административную ответственность за реализацию смартфонов, планшетов, ноутбуков, на которые не установили российское ПО. Не штрафовать планируют только продавцов. Новая мера при этом не затронет производителей.
Расширение конкуренции на рынке за счет подключения к уполномоченным дилерам параллельных импортеров способно благоприятно сказаться на потребителях в части снижения цен и расширения ассортимента импортируемых товаров. Касаемо снижения цен: с одной стороны, основные преимущества от параллельного импорта получают конечные потребители, которым предоставляется возможность приобретать брендовую продукцию по более низким ценам; с другой – позитивные макроэкономические эффекты от легализации параллельного импорта весьма сомнительны.
Отсутствие четкого регулирования параллельного импорта может провоцировать неумышленные нарушения, а также даёт возможность злоупотреблений для некоторых предпринимателей, что в совокупности создает основания в будущем для ещё одного поводу для уголовного преследования бизнесменов. Например, учитывая, что в настоящее время не установлен предельный размер денежных средств, которые могут быть переведены за рубеж за приобретенные товары по параллельному импорту, рекомендованная стоимость некоторые предприниматели могут, достигнув договоренности с контрагентами, выводить часть денежных средств под видом закупок с использованием аффилированных структур за рубежом, в том числе путем завышения цен на приобретаемые товары или поставляя в меньшем объеме.
В таких условиях банки, через которые проходят такие расчеты и регулирующие структуры могут воспринимать операции по оплате зарубежным контрагентам для закупки товаров в связи с разрешением параллельного импорта как сомнительные (с точки зрения Федерального закона № 115-ФЗ), учитывая отсутствие четких правил и разъяснений регулятора (Центрального Банка России) и приостанавливать их или отказывать в их проведении. Все это может создать проблемы как для добросовестного бизнеса, так и для государства, поэтому важно урегулировать вопрос параллельного импорта, создать четкие и логичные правила и регламенты, не оставляя место правовой неопределённости, чтобы с одной стороны не допустить злоупотреблений, с другой не создать правовые риски добросовестному бизнесу, который может нарушить в силу незнания.
Ассортимент может существенно расшириться за счет продукции, которая раньше в РФ не поставлялась по решению правообладателя. Станут возможными поставки оборудования и товаров через третьи страны, которые раньше ограничивались. Но возможны трудности, поскольку нет универсального решения для всех сфер экономики. Например, для некоторых видов электроники или бытовой техники действуют настройки страны-получателя. Товары одной и той же марки могут отличаться для европейского и азиатского рынков.
Кроме того, существуют товары, которые чаще всего подделывают, например, лекарства, и за ввозом и оборотом товаров необходим дополнительный контроль. Несмотря на заверения ФАС («Ввоз продукции параллельными импортерами на территорию России не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки»), в случае, если контрафактная продукция нанесет ущерб потребителям, привлечь к ответственности производителя будет невозможно. Руководствуясь заявлением главы Минпромторга, параллельный импорт лишь только временная мера, введенная до конца 2022 года. Власти будут продолжать следить за его влиянием на рынке, чтобы в случае чего принять оперативные изменения, к которым можно отнести возможность изменения перечня товаров, доступных для параллельного импорта.