Копия Особенности ответственности за налоговые преступления
Как показывает статистика число налоговых правонарушений увеличивается каждый год. Специалисты отмечают, что подобная тенденция вызвана совокупностью экономических и политических процессов, происходящих на данный момент в стране. Все это ведет к тому, что значительная часть доходов не поступает в бюджет страны.
Для того, чтобы предупредить и пресечь противоправное поведение налогоплательщиков законодательство предусматривает меры привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они закрепляются в Налоговом, Административном и Уголовном кодексах РФ. Мы же остановимся поподробнее на налоговых преступлениях и Уголовном кодексе.
По данным ВС РФ, в прошлом году было рассмотрено 5,5 тысячи уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По ним обвинялись шесть тысяч человек. Из них осуждено четыре тысячи лиц — это 67 процентов. В отношении двух тысяч лиц, или 33 процентов, уголовные дела прекращены судом.
Ответственность за налоговые преступления предусматривается статьями 198 и 199 УК РФ как для физических лиц, так и для организаций.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица. Для налогоплательщиков — физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в течении 3 финансовых лет подряд в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей.
Для налогоплательщиков — юридических лиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.
В зависимости от того, кто выступает субъектом совершенного преступления, различаются не только условия привлечения к ответственности, но и размер наказания. Так, при условии совершения ИП налогового преступления в «особо крупном размере», по ст. 198 УК РФ максимальный срок лишения свободы составляет 3 года. Если же субъектом выступает юридическое лицо то, по ст. 199 УК РФ, при тех же условиях (п. 3 ст.32 НК РФ), максимальный срок лишения свободы составляет 6 лет.
Опираясь на приведенные выше сроки, важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет относится к категории «тяжких». В зависимости от категорий тяжести преступления различаются и установленные по ним сроки давности. Это значит, что, к примеру, индивидуальный предприниматель, по прошествии двух лет с момента окончания им совершения налогового преступления, может не волноваться о возможности привлечения его к ответственности, поскольку срок давности истек.
Однако, с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления, тогда как срок хранения бухгалтерских документов, которые могут понадобиться для подтверждения невиновности привлеченных по этим статьям, составляет всего шесть лет. В результате свою невиновность оказывается просто невозможно доказать.
На сегодняшний день разрабатываются меры по смягчению налоговой ответственности, в связи с возникновением практических проблем, подобных приведенным выше.
Условием освобождения от ответственности за неуплату налогов или сборов (ст. 198-199.1 УК РФ) является возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ. Это значит, что до назначения судебного заседания по соответствующему делу должны быть уплачены все недоимки, пени и штрафы (ч. 2 ст. 28.1 УПК РФ).
Однако зачастую, даже в случае полной оплаты недоимки следственный орган принимает решение о возбуждении уголовного дела. В результате бизнес больше заинтересован в сохранении ресурсов на судебную защиту, чем в скорейшем погашении долга. Указанные меры предполагают изменения в соответствующие статьи УПК РФ, создавая законодательные предпосылки для отказа в возбуждении уголовного дела после полной уплаты. Такой подход очевидно благоприятен не только для самих налогоплательщиков, которые будут чувствовать себя боле защищенно, но и для бюджета государства. С одной стороны, происходит полное погашение недоимки, что пополняет бюджет, с другой стороны – не задействуются бюджетные средства на по сути ненужные следственные действия, которые оказывают давление на бизнес – еще один источник пополнения бюджета. И это важно именно потому что умысел доказывается редко, и происходит вменение налогового состава в связи с налоговым нарушением.