Копия О проблемах легализации российского бизнеса
В результате геополитической конфронтации, Запад, предполагавший преимущество в санкционных средствах ведения конфликта, был вынужден выложить все карты. И они стали козырями российского бизнеса. Однако способен ли бизнес адаптироваться к новым реалиям, обелиться dejure и defacto, чтобы полноценно рассчитывать на господдержку и соблюдение своих прав в ходе расследования преступлений?
Со времен «лихих» 1990-х годов российский бизнес существенно видоизменился, мошеннические теневые схемы отошли на второй план. Однако, несмотря на качественную трансформацию, абсолютного перехода в правовую сферу не произошло, а в обществе по-прежнему сохраняется устойчивая ассоциация предпринимателей с «жуликами».
Развитие института предпринимательства в 1970-1980 гг. было тесно связано с развитием «теневого предпринимательства» — нелегальной частной экономической деятельностью. Закономерно формируется и негативное отношение к бизнесу со стороны общества. Спустя более чем 40 лет, ценность предпринимательства для экономики очевидна, но по-прежнему сам предприниматель далеко не всегда рассматривается как полезная для общества и государства фигура.
Важным фактором криминализации экономики постсоветской России 1990-х годов послужила недооценка роли права в развитии рыночной экономики. Эксперты говорят о «правовом вакууме»», так как кроме ГК РФ, в российском государстве не было новых основополагающих законодательных актов при действии множества нормативных актов, многие из которых были приняты еще союзными органами более 10 лет назад.
Именно в этот период правовой неопределенности на экономическую арену вышли залоговые аукционы и финансовые пирамиды, нанесшие существенный ущерб становлению положительного образа предпринимателя. Количество официально признанных потерпевших — более 10 тысяч человек, число вкладчиков в финансовые пирамиды оценивается от 16,5 до 21,5 миллионов.
Серьезно изменить ситуацию удалось в 2000-е годы, когда Правительство взяло курс на выстраивание единой централизованной вертикали власти и искоренения взяточничества, которое рассматривалось как прямой саботаж государственной политики со стороны исполнителей на местах. Происходит активная легализация бизнеса, которой способствовали в том числе налоговые реформы.
В современной России существует рекордное количество институтов защиты прав предпринимателей. Однако, несмотря на либеральное в отношении бизнеса законодательство и значительный объем проделанной работы, проблемы, связанные с криминализацией экономики одновременно с неудовлетворенностью предпринимательского сообщества защитой их правоприменителями при жалобах, связанных с силовым давлением на бизнес, остаются.
Опрос о защите прав предпринимателей, показывает, что предприниматели невысоко оценивают поправки к уголовному законодательству, призванные защитить их от необоснованного преследования. Например, запрет изымать в ходе следственных действий оригиналы документов положительно оценили только 17% респондентов. А запрет применять меры, которые могут привести к остановке бизнеса, не считают эффективным даже прокуроры, в целом одобряющие нынешний подход властей к защите прав предпринимателей.
Так что же порождает взаимное недовольство бизнеса и правоприменителей? Можно предположить, что именно становление предпринимательства в советский и постсоветский период 90-х, связанное с ведением ими нелегальной теневой экономической деятельности, криминальности бизнеса, определило системную проблему предвзятого отношения правоохранителей к предпринимателям.
Без открытого публичного диалога правоприменителей с бизнесом, а также без комплексного воздействия организационно-структурными, квалификационными и процессуальными мерами на сферу защиты прав бизнеса не представляется возможными качественное изменение сложившейся системы общественных отношений.