Копия Минпромторг планирует приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им сотрудничество с самозанятыми
Маркетплейсы идут по пути развития как раз торговых сетей, которые сначала тоже говорили, что они просто продавцы полок и пытались представить себя некой новой сущностью, а не продавцом для потребителя. Об этом в комментарии для «Клерка» сказала Екатерина Авдеева, амбассадор «Дежурного по бизнесу», первый вице-президент Союза Интернет-торговли. Если маркетплейсы начнут работать по правилам розничных сетей, то привлекать самозанятых не получится, а требования к пунктам выдачи заказов ужесточатся. Законопроект Минпромторга в настоящее время обсуждается. Точные сроки его внесения в Госдуму пока неизвестны, сообщает «Дежурный по бизнесу»
«Позиция Минпромторга известна, она озвучивалась на различных круглых столах в Госдуме, Совете Федерации. По своей сути она логична и обоснована, потому что маркетплейсы идут по пути развития как раз торговых сетей. Сети тоже в начале говорили, что они просто продавцы полок и пытались представить себя некой новой сущностью, а не продавцом для потребителя. Такая практика была пресечена: сети стали продавцами и перестали прикрываться позицией, что ответственность несет поставщик, который выложил товар на полки. Бизнес-модель сетей изменилась: они развивают свои товарные знаки, продают продукцию под собственным брендом. И мы видим, что маркетплейсы идут тем же путем. Более того: монобрендовые ПВЗ создают впечатление у потребителя большой единой торговой сети. И здесь мы с Минпромторгом согласны, потому что его предложения действительно защищают права потребителя и идут по пути развития, – сказала Екатерина Авдеева.
Она добавила, что опасения вызывает только то, что до сих пор не достигнуто согласия в определении того — что такое маркетплейс, цифровая платформа, агрегатор. Без введения понятийного аппарата и регулирования в законопроект уровнять могут всех со всеми. Это может привести к еще большей правовой неопределенности, что негативно скажется на правоприменительной практике.
«Дело в том, что все-таки маркетплейс имеет свои отличия от сетей. Их полное уравнивание приведет к появлению совершенно другой бизнес-модели. И риски только усилятся. Нужен баланс и тщательная проработка понятийного аппарата и регулирования, которое должно быть близко к сетям, но скорее всего не может быть полностью идентичным», – подытожила Екатерина Авдеева.
Отмечается, что новый законопроект устранит запрет на использование агентской схемы для продажи продуктов на маркетплейсах. Торговые площадки будут обязаны размещать на своих сайтах полную информацию об условиях договоров с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и хранить эту информацию в течение трёх лет. Все пункты выдачи будут рассматриваться как торговые сети, объединяющие два и более торговых объекта под одним брендом, в то время как маркетплейсы будут определяться как «цифровые платформы для розничной торговли и предоставления услуг».