Копия Госконтракты. Риски для бизнеса

25.06.2022

Копия Госконтракты. Риски для бизнеса

Предпринимателям, участвующим в государственных контрактах следует помнить о последствиях их неисполнения. Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Административная ответственность

Поставщика по государственному контракту могут привлечь к ответственности в соответствии частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, если неисполнение повлекло причинение вреда охраняемым законом интересам общества и государства в любом виде, в том числе в виде просрочки исполнения поставщиком обязательств по государственному контракту (Постановлением Конституционного Суда от 18 марта 2021 года N 7-П , постановления Мосгорсуда от 25 июня 2018 года N 4а-2604/2018, Пензенского областного суда от 29 июня 2018 года N 4а-271/2018, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2020 года N 16-2106/2020, 4 кассационного суда общей юрисдикции от 5 июня 2020 года N 16-1087/2020, 3 кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2020 года N 16-1828/2020 и др.).

Включение в реестр недобросовестных поставщиков

В соответствии с пунктом 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 21 Постановления Правительства России от 30.06.2021 N 1078 поставщик, нарушивший свои обязательства, предусмотренные государственным контрактом, может попасть в реестр недобросовестных, что лишит его возможности заключения государственных контрактов минимум на 2 года.

Попасть в указанный реестр можно даже несмотря на форс – мажорные обстоятельства (в том числе распространение коронавирусной инфекции, введение ограничительных мер в связи с проведением спецоперации на Украине), которые не всегда будут основанием для освобождения от ответственности. Ключевым при разрешении вопроса о включении в реестр будет степень влияния форс-мажора на возможность исполнения контракта, а также то, какие действия совершал поставщик для исполнения обязательств (так Поставщики не смогли сослаться на невозможность исполнения контракта в связи с действием коронавирусных ограничений в связи с тем, что они в период исполнения контракта или не действовали или были отменены и не препятствовали его исполнению (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского Округа от 4 марта 2022 г. по делу N А28-4578/2021, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2022 N Ф05-214/2022 по делу N А40-106438/2021).

В других случаях подрядчикам отказывали в исключении из реестра недобросовестных поставщиков в связи с тем, что, когда контракт заключался уже, действовали коронавирусные ограничения, о которых они должны были знать и это не является основанием для освобождения от ответственности. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2022 N Ф02-7411/2021 по делу N А74-2151/2021) Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.06.2021 N Ф03-2749/2021 по делу N А73-16758/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2021 N Ф06-68609/2020 по делу N А49-3731/2020 ,Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.03.2022 N Ф01-53/2022 по делу N А28-4578/2021, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.10.2021 N Ф10-4141/2021 по делу N А83-15199/2020).

В тоже время суд вставал на сторону Поставщиков и исключал их из реестра недобросовестных, в случае если контракт был заключен до введения ограничительных мер и из-за них сроки исполнения обязательств по отдельным этапам контракта совпали с нерабочим периодом (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2021 N Ф07-16378/2021 по делу N А66-906/2021 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2021 N Ф01-6537/2021 по делу N А43-3751/2021).

Уклонение от подписания государственного контракта даже в связи с форс – мажорными обстоятельствами (например, коронавирус или введение санкций в связи с проведением спецоперации на Украине) также будет основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2020 по делу N А60-39003/2020, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.05.2021 N Ф04-1351/2021 по делу N А67-3331/2020).

Неустойка, штраф пени

В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 34) заказчик обязан предусмотреть в контракте ответственность за нарушение условий контракта (просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых обязательств), в том числе в виде неуйстойки, штрафа и пени.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки. В случае если в суде будет доказана вина Поставщика, он может быть привлечен к такой ответственности, как правило размер неустойки определяется в размере ключевой ставки Банка России (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 309-ЭС20-6372, от 5 июня 2020 г. N 304-ЭС20-8628).

Лишение права на получение льгот

Кроме того, поставщик (товаропроизводитель), не исполнивший или исполнивший ненадлежащим образом обязательства, содержащиеся в государственном контракте, может быть лишен полностью или частично права на получение льгот, установленных в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ ( «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (льготы по налогообложению; целевые дотации и субсидии; кредиты на льготных условиях; и др.)

Уголовная ответственность

За ненадлежащее исполнение контрактов предусмотрена также уголовная ответственность.

Так приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 октября 2020 г. по делу N 1-210/2020 предприниматель был осужден на 3 года лишения свободы за неисполнение государственного контракта в виде непоставки оборудования акционерному Обществу и Федеральное казённое предприятие.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, руководствуясь п. 4 примечаний к ст. 159 УК РФ и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», действие ч. ч. 5 — 7 ст. 159 УК РФ распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации и с учетом этого вынесли приговор о привлечении к уголовной ответственности в соответствии с п. 6 статьи 159 УК РФ.

С такой позицией не согласился Верховный Суд Российской Федерации от 21.12.2021 N 80-УДп21-11-К6 и направил дело на новое рассмотрение с мотивировкой, что Федеральное казенное учреждение не является коммерческой организацией и соответственно в части неисполнения обязательств перед ним, ответчик должен быть привлечен к ответственности в соответствии с частью 4 статьи 159 УК РФ, предусматривающее наказание до 10 лет лишения свободы, в части приговора о неисполнении контракта перед акционерным обществом суд оставил меру наказания без изменений.

 

Популярные статьи
26.06.2022
Построить компанию надолго
22.08.2023
Очень важно, чтобы категория самозанятых не подменяла рост сектора МСП
21.08.2023
Доходы по месту: россияне начали переходить из МСП в самозанятые

Бизнеса Финансирование

Эксперта Консультация

Заполните форму и наш эксперт свяжется с вами в ближайшее время или свяжитесь с нами удобнным для вас способом
Свяжитесь с нами в чатах
или
Заполните форму и наш эксперт свяжется с вами в ближайшее время