Копия Чего ждать от ограничения количества ПВЗ для маркетплейсов? – комментарий Екатерины Авдеевой
Если будут введены ограничения на количество ПВЗ, многие районы рискуют остаться без доступа к разнообразной продукции. Об этом сказала Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза интернет-торговли, амбассадор «Дежурного по бизнесу» в комментарии для «Российской газеты». В Совете Федерации рассматривают возможность введения запрета на открытие новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) для маркетплейсов, чья доля на рынке превышает 25%. Это предложение обусловлено стремительным ростом рынка онлайн-торговли, где уже сформировались лидеры, и фактически идет борьба за доминирование только между ними.
Как и в случае с традиционной торговлей, законодатели пытаются ограничить амбиции крупнейших игроков, чтобы они не могли диктовать свои условия рынку. Причиной этого стремления служит негативный опыт такси-перевозок, где один игрок, завладев доминирующей позицией, изменил ценовую политику отрасли, что негативно сказалось на многих участниках рынка.
Законодательная инициатива направлена на то, чтобы предотвратить подобные сценарии в сфере онлайн-торговли и обеспечить равные условия для всех игроков на рынке. Но есть нюансы.
Екатерина Авдеева напомнила, что эта тема уже поднималась на круглых столах в Совете Федерации и Государственной Думе. «Тогда мы обсуждали открытие ПВЗ, в том числе, и по франшизе. По нашему мнению и по мнению многих экспертов, ограничения на открытие новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) могут привести к негативным последствиям. Потому что многие небольшие маркетплейсы не спешат открывать ПВЗ за пределами крупных городов, на отдалённых территориях, на территориях со сложными географическими условиями», – прокомментировала Авдеева.
Она подчеркнула, что на сегодняшний день российские маркетплейсы с долей рынка более 25% фактически нивелируют географические различия между регионами, обеспечивая широкий ассортимент товаров для потребителей по всей стране. Крупные маркетплейсы располагают развитой межрегиональной логистической инфраструктурой, что позволяет им осуществлять доставку в самые удалённые уголки. Малые же компании не имеют такой инфраструктуры, и если будут введены ограничения на количество ПВЗ, многие районы рискуют остаться без доступа к разнообразной продукции, включая одежду, бытовую технику, электронику, предметы быта, украшения, детские игрушки и многие другие товары.
«Кроме того, это ограничение существенно снизит возможности для развития малого бизнеса в формате ПВЗ. В крупных городах, на обеспеченных товарами территориях отсутствие новых ПВЗ, вероятно, и не окажет сильного негативного влияния, но для отдалённых территорий или хотя бы даже просто для малозаселённой сельской местности – негативный эффект будет явным. Реальность такова, что там нет торговых центров, почти нет торговых сетей, мало магазинов, и ПВЗ часто становятся единственным источником доступа к широкому выбору товаров», - отметила Авдеева.
По её словам, если речь идет о том, чтобы запретить ограничение выдачи только товаров одного маркетплейса, то в данном случае это лишь расширит возможности для потребителя, который сможет выбрать более выгодную цену и условия той площадки, которая ему интересна. Если же речь будет идти об открытии маркетплейсом именно собственных ПВЗ, то эта мера никак не повлияет, потому что данная модель практически не применяется или применяется крайне редко.