Прошедшая волна пандемии, внешняя международная обстановка и растущая инфляция в стране несомненно ведет к изменениям структуры рынка, влияет на спрос и предложения, а также определяет перспективные направления для развития бизнеса. Так, например, покупки стремительно переходят в онлайн сферу, экономическая ситуация ведет к тому, что покупатели все чаще обращаются к более дешевому ритейлу, растет тенденция к использованию товаров и услуг, производство которых не приводит к ущербу экологии. К тому же весьма перспективными являются сферы бизнеса, которые способны заменить ушедшие с российского рынка иностранные компании.

IT-направление

ИТ-отрасль в настоящее время постепенно превращается в прочный фундамент, на основе которого продолжают функционировать практически все области экономики, а огромное количество получают рабочие места благодаря переходу на удаленную работу в условиях самоизоляции. Вместе с тем риски во многом обусловлены спецификой отрасли: IТ-отрасль находится в прямой зависимости от платежеспособности и готовности к инвестициям других секторов экономики и поэтому разделяет все существующие риски негативных последствий. Кроме того, необходимо учитывать особенности этой отрасли: во-первых, IТ — молодая индустрия, во-вторых, исследования осуществляются постоянно, инновации внедряются быстро, в-третьих, темпы роста очень высокие. Однако, указанное направление весьма активно поддерживается государством. Его заинтересованность выражается в том, что для развития IT направления предоставлены различные льготы и реализуются соответствующие программы. Например, размер грантов от «Сколково» на внедрение российских IТ-решений увеличился до 300 млн рублей. Стоит также отметить, что российские IТ-компании теперь смогут покрывать грантами не 50%, а 80% стоимости проекта (Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 N 601). К тому же в конце марта 2022 года ФНС объявила о приостановке выездных проверок ИТ-компаний до 3 марта 2025-го, а сотрудники IT-компаний получают отсрочку от призыва на военную службу.

Онлайн-образование и EdTech

Рынок онлайн-образования начал получать большую популярность в период первой волны COVID-19, но спрос на данные услуги продолжает оставаться высоким до сих пор. Продолжающееся вливание инвестиций в EdTech в России объясняется тем, что данно направление пользуется поддержкой как частных компаний, так и государственных институтов. Первые заинтересованы в обучении своих сотрудников, вторые видят возможность решить проблему равного доступа к образованию. В конце 2021 года правительством был представлен уже третий проект Плана поддержки IТ-отрасли. Некоторые его положения предусматривают развитие электронных образовательных сервисов. В документе также упоминается о лицензировании онлайн-образования и о необходимости определения понятия «онлайн-образования» как новой формы обучения. Еще одним весьма важным положением, освещенным в Плане является поддержка образовательных онлайн-площадок. Помимо перечисленных нововведений, предлагается также внести изменения в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» и предусмотреть введение механизма компенсации образовательным онлайн-площадкам расходов граждан на повышение квалификации и дополнительного образования. Реализация мер направлена на 2022 год («План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий» (утв. Правительством РФ 09.09.2021)

Онлайн-торговля и смежные направления

Как показывает статистика, за последние два года существенно выросла доля продаж, проводимых через Интернет-ресурсы. Основные направления: продажа товаров на маркетплейсах, развитие сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с крупных маркетплейсов, онлайн-торговля товарами первой необходимости и одеждой, а также дропшиппинг — вид электронной коммерции, когда нужно создать интернет-магазин и установить партнерские отношения с поставщиками, готовыми хранить, упаковывать и отправлять заказы клиентам. Данное направление, как и предыдущее, тесно связанно с IT, потому тоже получает весьма активную поддержку государства. К 2025 году Минпромторг России планирует довести долю электронной торговли в общем объеме торговли до 20 процентов, а в настоящее время в разработке находится Проект «Стратегия развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 года». Предложенная стратегия направлена на создание дополнительных рыночных механизмов, обеспечивающих рост и развитие электронной торговли в РФ.

Экологическое направление

Бизнес быстро отреагировал на смену общественных настроений. Интерес к охране экологии постепенно превратился в маркетинговый тренд: на прилавках магазинов можно увидеть огромное количество продуктов с зелеными этикетками, а товары с приставками «эко-» и «био-» переместились из специализированных лавок на полки супермаркетов. Бизнес быстро почувствовал, что товары, позиционируемые как экологичные, лучше продаются. Тренд на экологичность повысил спрос и на сельскохозяйственную продукцию, которая также выступает областью государственной поддержки и занимает все большее место в экономике в связи с уходом с рынка иностранных компаний. Государство поддерживает сельское хозяйство путем предоставления различных льгот, субсидий и грантов для производства продукции. Весьма примечательными являются региональные программы «Агростартап» реализующиеся в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» («Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). Агростартап представляет собой грант, выделяемый на приобретение участков и техники, строительство и модернизацию объектов сельхозпроизводства, на другие аналогичные цели.

Рынок общественного питания

В связи с уходом из отечественного рынка многих иностранных компаний, реализующих свою деятельность в области общественного питания, это направление стало весьма перспективным. К тому же стали реализоваться государственные программы поддержки, которые не предоставлялись в прошлом году. К примеру, 16 марта 2022 года Правительство Москвы утвердило Порядок предоставления грантов из бюджета города Москвы субъектам бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере быстрого питания (постановление Правительства Москвы от 16.03.2022 № 395-ПП). Грант могут получить предприниматели, открывшие в Москве точки быстрого питания после 16 марта 2022 года. Стоит отметить, что размер гранта напрямую зависит от площади открываемой точки и других особенностей их работы. Например, если размер помещения от 10 до 25 квадратных метров, можно получить 1 миллион рублей, от 250 квадратных метров и больше — 5 миллионов рублей.