Екатерина Авдеева: Регулирование интернет-платформ должно быть системным и проактивным
Законотворчество должно быть проактивным, опережающим, чтобы предопределять развитие и правоприменение, а не реагировать на последствия правовой неопределённости, порождающее неоднородную правоприменительную практику. Об этом заявила Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза Интернет-Торговли, член Генсовета «Деловой России», руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России». Авдеева приняла участие в конференции, организованной МГУ им. М.В. Ломоносова, «Актуальные проблемы регулирования цифровых платформ», где системно изложила блоки вопросов, которые требуют регулирования.
По ее мнению, первое, что нужно решить, это определиться с понятийным аппаратом. «Маркетплейс» и «цифровая платформа» — это разные сущности. Второе – это защита прав потребителей. Покупатель не хочет по всей стране искать продавца некачественного товара. У маркетплейса есть возможность взаимодействовать с селлером и воздействовать на него. Поэтому маркетплейсы должны нести ответственность за некачественные товары, за утечку персональных данных граждан», – сказала Екатерина Авдеева.
В целом, по мнению Екатерины Авдеевой, регулирование платформ должно вобрать в себя четыре блока вопросов: понятийный аппарат, защиту потребителя, защиту «слабой стороны» - селлеров, взаимодействие с государством.
«Мы должны защитить и селлеров, и пункты выдачи заказов, которые представлены микро и малым бизнесом. В данном случае, маркетплейсы доминируют и через свои строгие регламенты диктуют условия по вопросам, связанными со штрафами, несвоевременными выплатами, потерей товаров, недобровольного участия в акциях, долгого возврата необоснованно безакцепно списанных денежных средств и другое. Эти вопросы, связанны с защитой как раз «слабой» страны и регулирование должно их включать», – указала Екатерина Авдеева.
Под взаимодействием с государством подразумевается блок вопросов, связанных с подтверждение качества и оригинальности товаров, налоговые отчисления, вопросы трудовых отношений, оценка монопольного воздействия и т.п. Екатерина Авдеева подчеркнула, что выступает за сбалансированную позицию, чтобы не затормозить развитие отрасли интернет-торговли, а наоборот стимулировать её за счёт правового поля. «Законотворчество должно быть проактивным, опережающим, чтобы определять направление развития, а не реагировать на последствия правовой неопределённости», - указала Екатерина Авдеева.
В мероприятии также приняли участие представители Вайлдберриз, Озона, Яндекса и Сбера, а также организаций по защите прав потребителей и селлеров.