Екатерина Авдеева предложила создать механизм досудебного разрешения споров с маркетплейсами
Бизнес попросил ввести механизм досудебного урегулирования споров с маркетплейсами. Из-за резкого роста популярности онлайн-площадок подскочило и число арбитражных дел против них. Это повышает затраты времени и ресурсов у продавцов, а также усиливает нагрузку на судебную систему.
По большей части проблемы касаются продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), подчеркнула Екатерина Авдеева, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», амбассадор экспертно-аналитического альянса «Дежурный по бизнесу», первый вице-президент «Союза интернет-торговли». В РФ права потребителей законом достаточно защищены, чего нельзя сказать о контрагентах онлайн-площадок, добавила она.
"Сейчас некоторые маркетплейсы злоупотребляют своим доминирующим положением, вводя в одностороннем порядке собственные правила. Например, зачастую споры связаны с тем, что селлеры и владельцы ПВЗ не согласны с начислениями или штрафами", — рассказала Екатерина Авдеева
Законодательство уже предусматривает досудебное разрешение споров, однако специфика сферы онлайн-торговли требует особого подхода, считает Екатерина Авдеева. По ее словам, эффективным инструментом может стать медиация — вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти решение.
За последние два с половиной года товарооборот на маркетплейсах вырос более чем в семь раз — со 167 млрд до 1,2 трлн. Вместе с тем растет и число претензий потребителей и продавцов к онлайн-площадкам, многие из них завершаются судебными разбирательствами. Это создает повышенную нагрузку на правовую систему, поэтому необходимо создать механизм досудебного урегулирования споров в сфере интернет-торговли.
Как сказали «Известиям» в «Деловой России», инициативу выдвинули на профильных обсуждениях в Госдуме.