Достаточно оптимистичные прогнозы Центробанка не голословны
Мы писали, что Госдума РФ приняла постановление об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на три ближайших года. Перед депутатами основные направления ДКП представила глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина.
Политику ЦБ оценила член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева.
Стабильность и устойчивость
– Грамотная монетарная политика Центробанка позволила сдержать инфляцию, а также не допустить паники на финансовых рынках, способствуя поддержанию инвестиционной активности. Своевременная поддержка кредитных учреждений позволила им сохранить свою стабильность, это произошло, в том числе, благодаря поступательному очищению сектора от заведомо слабых игроков, которые не смогли бы выстоять в сегодняшних условиях. Примечательно, что в период СВО не зафиксировано ни одного случая отзыва лицензии. Это подтверждает устойчивость кредитного рынка вопреки экономическому спаду и короткому «шоковому» периоду.
Инвестиционная активность и повышение уровня финансово-правовой грамотности
– В последовательной работе в сфере кредитования Центробанк делает особый акцент на инвестиционную активность. Сегодня реальный сектор экономики имеет колоссальное значение для развития импортозамещения и вселяет надежду, что мы действительно преодолеем падение ВВП на 3,3% и выйдем на стабильный рост. Прогнозируемое некоторыми экспертами сокращение инвестиций на 20% не произошло, отечественный бизнес продолжает развиваться и чувствует себя лучше, чем на Западе.
Важно обеспечить выход на рынок новых игроков, а также определить правовую стратегию роста для малых, средних и крупных фирм. Зачастую речь идет о молодых предпринимателях, которые остались, работают, верят в нашу страну, готовы инвестировать, развивать экономику и развиваться сами. Несмотря на свой «запал», такие предприниматели зачастую не имеют достаточных знаний. В долгосрочной перспективе целесообразно не только стимулировать расширение доли молодых компаний на рынке, но и повышать базовый уровень финансово-правовой грамотности и информированности.
Деловой климат
– Однако следует отметить, что денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и нормативно-правовые меры стимулирования инвестиционной деятельности не окажут прогнозируемого эффекта без благоприятного делового климата. Необоснованные исковые требования, которые предъявляются за истечением срока давности, например, к добросовестному приобретателю в рамках банкротства; уголовные дела, которые возбуждаются и расследуются без соблюдения правовых гарантий, предусмотренных государством для предпринимателей; изъятие имущества и бесконечно долгое неприобщение в качестве вещественного доказательства – эти и другие стоп-факторы поднимают вопрос о надежности инвестиций. Стоит упомянуть и необходимость упростить и сделать более понятными разрешительные процедуры, при этом не снижая критериев и подвергая верификации те аспекты, которые имеют критическое значение.
Такие вопросы носят системный характер, влияют и на квалификацию, и процессуальные аспекты. Важно обезопасить бизнес от административных барьеров и силового давления, а также от противоправных действий со стороны недобросовестных игроков. Считаем, что организация защиты прав субъектов предпринимательской деятельности должна войти в сферу уголовно-правовой политики, что позволит обеспечить последовательное изменение законодательства, а не точечные и хаотичные корректировки. Весь потенциал грамотной политики Центробанка не будет использован без урегулирования этих аспектов.
Кибербезопасность и цифровой рубль
– Стоит обратить внимание на то, что Центральный банк указывает на необходимость обеспечения кибербезопасности. При цифровизации любых процессов встает вопрос идентификации граждан и защиты персональных данных, так как формируется цифровой профиль пользователя, который может быть использован злоумышленниками в противоправных действиях. Выступая сегодня перед представителями служб безопасности финансово-кредитных учреждений, мы обратили внимание на необходимость не допускать утечки персональных данных, обеспечивать безопасность самой системы, а также ограждать клиентов от противоправных действий со стороны сотрудников.
Следуя диктуемому временем тренду на цифровизацию, Центробанк озвучил также необходимость структурной перестройки российской экономики и развития цифрового рубля. В условиях ограниченного использования традиционных валют эта самостоятельная, дружественная банкам расчетная система может обеспечить полную прозрачность расчетов и стабильность финансовой системы, а также стать внесанкционным механизмом для торговли с международными партнерами. При этом законодательство в сфере оборота цифровых финансовых активов далеко не совершенно. Существование Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не регулирует обращение цифровых валют в обычной хозяйствующей деятельности и пока не позволяет инвесторам уверенно вкладывать в цифровые финансовые активы. Достижение амбициозных финансовых целей возможно только в случае правильного урегулирования данной сферы.
Важно понимать, что достаточно оптимистичные прогнозы Центробанка не голословны. Речь идет о снижении инфляции и понижении ключевой ставки, которые будут стимулировать дальнейшее кредитование и инвестиционную деятельность и в совокупности с другими факторами приведут к устойчивому развитию российской экономики. Таким образом, мы сможем зафиксировать, что санкционная политика в отношении России не только не достигла своей цели, но и выступила стимулом экономического развития нашей страны.