logo
This is an empty menu. Please make sure your menu has items.
Business Duty Officer

“Business Duty Officer” took part in several sessions of the SPBILF-2023

“Business Duty Officer” took part in several sessions of the SPBILF-2023

Since July 11 by 13 May Head of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts "Business Russia", ambassador “business officer” Екатерина Авдеева принимала участие в нескольких сессиях в рамках XI St. Petersburg International Legal Forum.


Expert Center of "Business Russia" and the Investigative Committee discussed the problems of criminal liability

In the session “Criminal liability of legal entities: Problems and Prospects” was also attended by Alexander Bastrykin, Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation, Vladimir Pligin, co-chairman of the Association of Lawyers of Russia, Head of Analytical Service, Pepeliaev Group, Vadim Zaripov, Member of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts of Business Russia, Director of the Chinese-Russian Center for Comparative Law, Henan University Pan Dongmei. The meeting was moderated by Sergey Olennikov, Head of the Department of Criminal Law of the Law Faculty of St. Petersburg State University.

Ekaterina Avdeeva supported the trend to give preference to financial, rather than criminal punishment against entrepreneurs. According to her, this is relevant in the execution of government contracts. In particular, Art. 76.1 The Criminal Code of the Russian Federation provides for the possibility of exemption from criminal liability in the event of compensation for the amount of the fine in the double amount in relation to the damage. She also noted, that entrepreneurs express excessive wishes for decriminalization until then, until they face the reality of economic crime in the position of the victim.

Having analyzed the experience of foreign countries on the implementation of the liability of legal entities in the legislation, Ekaterina Avdeeva expressed the need to approach the discussion of the issue systematically through a balanced approach and include it in the consideration of criminal law policy, engaging the business community, law enforcement, science community, judiciary.

Of course, the traditional view is in conflict with the introduction of liability in connection with the position of individual guilt of an individual, because, in essence,. 48 Civil Code of the Russian Federation, a legal entity actually functions due to the actions of individuals, which means, understand their meaning and consequences.

Besides, there is a risk of exploitation of criminal liability for illegal purposes. Since the prerequisites for criminal prosecution are often corporate conflicts, they may lead to attempts to use the new institution as a mechanism to eliminate competitors. It is important to emphasize, that the property of a legal entity may de facto belong to another entity, which legally performs significant actions. Therefore, the question arises of the need to assess the de facto holding structure, which is also relevant for the institution of bankruptcy.

In addition to this, the head of the expert center emphasized, that often law enforcement officers are forced to promptly initiate criminal cases and hold persons accountable, in order to avoid the loss of the opportunity through further illegal actions to provide the injured party with compensation for damage, which is especially important in the execution of government contracts. Herewith, agreeing with the position of scientists and Alexander Bastrykin, Ekaterina Avdeeva noted, that often in corporations decisions are often made by more than one person, but by a group of persons in accordance with corporate regulations. Therefore, the “appointment of a guilty person” gives rise to claims against the law enforcement system., although they are conditioned by the tasks before them.

Criminal law policy in an era of change

Participants of the session “Criminal legal policy in an era of change: challenges and how to counter them” discussed the main aspects of criminal law policy, to reform which, according to Ekaterina Avdeeva, need to be approached comprehensively, based on the balance of private and public interests, and also taking into account the long-term prospects for such changes.

To date, we can state a tremendous improvement in terms of tax compositions. This was facilitated by a threefold increase in the threshold values ​​for determining the amount of damage in 2020 year, as well as changing the procedure for initiating criminal cases in 2022 year - based on the materials of the tax audit in connection with the fact, that the tax authority sees arrears. An important role was played by the adoption of the law, which was announced personally to Russian President Vladimir Putin at the Business Russia forum in 2022 year and supported by him, which demonstrates the active participation of the state in protecting the rights of business entities. Thanks to this bill, the legislative grounds for refusing to initiate criminal proceedings in the case of, if the tax arrears are paid in full before such a procedural decision is made, as well as the statute of limitations for qualified tax compositions has changed and now they are 6 years in connection with, that the maximum sentence of imprisonment was reduced by 1 year. Together, these measures improve the business climate, providing a large number of opportunities for entrepreneurs.

Ekaterina Avdeeva noted, that today the issue of the timing of the tax audit is becoming relevant, so that in case of detection of arrears, law enforcement officers have time to investigate and send to court, and the court to pass judgment, so that the statute of limitations does not lead to indulgences for entrepreneurs.

It should be noted, that there are also excessive proposals regarding liberalization. In particular, We are talking about the bill of the party "New People", aimed at further raising the thresholds for tax compositions to 35 million. rub. as major damage and up to 100 million. rub. as a major. It will lead to, one side, to reduce the preventive function of criminal law in terms of tax structures, and hence lower budget revenues., on the other hand, the law enforcement officer can change the methodology for calculating the debt or even use other formulations, which can ultimately have a negative impact on entrepreneurs. The problem of determining large and especially large damage under the relevant parts of the articles of the Criminal Code of the Russian Federation is most important for the thresholds for amounts under Art.. 159 CC RF. The current damage threshold in 250 thousands. rub. absolutely does not correlate with the current economic realities and the level of inflation.

The expert noted the situation, which develops in connection with the disproportion under Art.. 198 Criminal Code of the Russian Federation and Art.. 199 CC RF. According to current regulation, amount thresholds differ depending on the form of doing business by an individual entrepreneur or a legal entity, and, as a consequence, different levels of responsibility. This disproportion is seen especially sharply in the scandalous examples of Russian bloggers.. Here it is important to consider, that the law is on the side of business, who is ready, before it's too late, demonstrate awareness of errors and submit an amended declaration or, if information has already been received from the tax authority with a requirement to pay arrears, make payment immediately. Even after the initiation of a criminal case, one can expect its termination or release from criminal punishment in connection with Art.. 28.1 Criminal Procedure Code of the Russian Federation and Art. 76.1 Criminal Code of the Russian Federation depending on the stage, on which the full payment of the tax arrears occurs. Thanks to the amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation that entered into force in March 2023 years in case of payment of tax arrears before a decision is made to initiate a criminal case, a decision is made to refuse to initiate a criminal case.

“Today, the search for a solution to the problem of choosing a preventive measure against entrepreneurs occurs through finding a universal formula for a clause on the commission of crimes in the field of entrepreneurial or other economic activity.. However, it is important to proceed not only from the procedural aspects, but also qualifying, since the allocation of special compositions will allow the inclusion of these compositions without additional reservation ", – said Ekaterina Avdeeva. The scientific community tends to single out only on the subject of criminal encroachment, but nevertheless, in this case it may be appropriate to ensure the protection of the rights of business entities, as well as the possibility of imposing financial sanctions on first-time offenders, as in the case of VAT refunds and execution of government contracts (although this is debatable, according to Ekaterina Avdeeva).

The business community is ready to develop the probation institute

The relevance of probation due to new challenges, facing society under the influence of internal and external factors. One side, this will allow to decide to significantly improve the criminogenic situation. On the other hand, probation, in particular, employment of persons, sentenced to forced labor, can be the best solution to the problem of attracting additional human capital and forming the country's personnel reserve. This was stated by Ekaterina Avdeeva, Head of the Expert Center for Criminal Law Policy and Enforcement of Judicial Acts of Business Russia, at the session “The Essence of Probation: prerequisites for reducing recidivism”.

«Obviously, what a face, who has served a prison sentence, extremely difficult to get a job, he has strong criminal ties, which in aggregate does not lead to the prevention of subsequent crimes (what is the most important task of criminal punishment), and to further criminalization", - the expert is sure.

As an institution, providing socialization of persons, who have served a prison sentence, probation can be phased and go through the stage of employment of persons, sentenced to forced labor. Such a mechanism is supported at the legislative level., since the term for parole in this case does not increase proportionally, and can be counted and taken into account as a correction and compensation for damage. “Entrepreneurs will have the opportunity to satisfy the demand for representatives of working specialties, motivated to properly perform their duties, which will allow them in the future to count on parole and the opportunity to keep their jobs after serving their sentences as a full-time employee”, – said Ekaterina Avdeeva.

At the same time, one should take into account, that there are certain stop factors, making it difficult to apply a mechanism that is sufficiently effective in the long term. Entrepreneurs are not sufficiently informed about the probation algorithm itself. According to the results of a survey conducted by Delovaya Rossiya in 85 subjects of the Russian Federation, are required as additional clarifications from the relevant departments and federal executive authorities, and practical advice from the business community, discussion of specific cases of implementing the initiative in practice. This will increase the loyalty and interest of the business., will eliminate concerns about potential financial and legal risks and will allow transforming the project agreed at the level of the country's leadership into a real mechanism for economic and personnel policy.

In case, if the entrepreneur needs to ensure the residence of such persons, then it is necessary to provide for certain compensatory mechanisms on the part of the state, as this is a useful and beneficial process in terms of the decriminalization of society, the involvement of former criminal elements in labor relations and the provision of such persons with housing. It is also important to provide additional filters and regulations., allowing access to subsidies and subsidies from the state only to real business, involved in the development of the probation institute, minimizing the risks of abuse by individuals, which will create only the appearance of employment of persons, who have served a sentence of imprisonment or sentenced to forced labor.

"It is important to note, that probation is impossible without the involvement of the business community, which is entrusted with important tasks of explaining and popularizing the mechanism, as well as its effective implementation. Today, the interest of Russian regions is obvious, in particular, Republic of Mordovia and Karelia, in the development of the probation institute. We are ready for a constructive dialogue, carrying out additional explanatory work within the framework of the expert center and expanding the institution of probation in Russian medium-sized businesses”, – concluded Ekaterina Avdeeva.

Satisfying business interests, should be based on the needs of the law

13 May, on the final day of the forum, Ekaterina Avdeeva took part in the session “Non-fulfillment of a contract or fraud? The problem of qualification".

In her speech, she emphasized three facets of the problem. Firstly, she drew attention to the need to ensure that crimes were properly recorded, committed by entrepreneurs. The second important factor is the lack of a legal culture to fix agreements on paper in the hope of getting more in terms of unresolved issues and, on the other hand, a short period for conducting a pre-investigation check on economic composition, characteristic of an entrepreneur. “When it comes to economic compositions, often require lengthy, costly reviews, the absence of which poses a threat to business and leads either to a tendency to refuse to initiate criminal proceedings, or premature arousal", - said Ekaterina Avdeeva. Finally, the existence of an agreement and the absence of actions with the accelerated liquidation of the company and the concealment of persons is a marker for the need to first apply to the arbitration court.

“When resolving the issues of qualifying fraudulent actions and non-performance of a contract, it is important to take into account the real facts of economic crime, from which economic security and the development of the economy as a whole suffer. Satisfying business interests, should proceed from the needs of the law ", – concluded Ekaterina Avdeeva.

Other news

Share this info. Choose a social media!

pro bono consultation

логотип
Это пустое меню. Пожалуйста, убедитесь, что в вашем меню есть пункты.
Дежурный по бизнесу

“Дежурный по бизнесу” принял участие в нескольких сессиях ПМЮФ-2023

“Дежурный по бизнесу” принял участие в нескольких сессиях ПМЮФ-2023

С 11 по 13 мая руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», амбассадор “Дежурного по бизнесу” Екатерина Авдеева принимала участие в нескольких сессиях в рамках XI Петербургского международного юридического форума.


Экспертный центр «Деловой России» и следственный комитет обсудили проблемы уголовной ответственности

В сессии «Уголовная ответственность юридических лиц: проблемы и перспективы» приняли участие также председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, сопредседатель Ассоциации юристов России Владимир Плигин, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», член экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Вадим Зарипов, директор китайско-российского центра сравнительного правоведения Хэнаньского университета Пан Дунмэй. Модератором встречи выступил Сергей Оленников, заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета «Санкт-Петербургского государственного университета».

Екатерина Авдеева поддержала тенденцию отдавать предпочтение финансовому, а не уголовному наказанию в отношении предпринимателей. По ее словам, это актуально при исполнении государственных контрактов. В частности, ст. 76.1 УК РФ предполагает возможность освобождения от уголовной ответственности в случае возмещения суммы штрафа в двухкратном размере по отношению к ущербу. Она также отметила, что предприниматели высказывают избыточные пожелания по декриминализации до тех пор, пока не сталкиваются с реальностью экономической преступности в позиции потерпевшего.

Проанализировав опыт зарубежных стран об имплементации в законодательство ответственности юридических лиц, Екатерина Авдеева высказала необходимость через сбалансированный подход подойти к обсуждению вопроса системно и включить его в рассмотрение уголовно-правовой политики, привлекая деловое сообщество, правоохранительные органы, научное сообщество, судейский корпус.

Конечно, традиционное мнение вступает в противоречие с введением ответственности в связи с позицией индивидуальной вины физического лица, так как по сути ст. 48 ГК РФ юридическое лицо фактически функционирует благодаря действиям физических лиц, а значит, осознает их значение и последствия.

Кроме того, существует риск эксплуатирования уголовной ответственности в противоправных целях. Поскольку предпосылками для уголовного преследования нередко являются корпоративные конфликты, они могут привести к попыткам использовать новый институт в качестве механизма устранения конкурентов. Важно подчеркнуть, что имущество юридического лица может де факто принадлежать иному лицу, которое юридически совершает значимые действия. Поэтому встает вопрос необходимости оценки холдинговой де факто структуры, которая актуальна также для института банкротства.

Вместе с тем, руководитель экспертного центра подчеркнула, что зачастую правоохранители вынуждены оперативно возбуждать уголовные дела и привлекать к ответственности лиц, для того чтобы избежать утраты возможности через дальнейшие противоправные действия обеспечить потерпевшей стороне возмещение ущерба, что особенно важно при исполнении госконтрактов. При этом, согласившись с позицией ученых и Александра Бастрыкина, Екатерина Авдеева отметила, что нередко в корпорациях решения нередко принимаются не одним лицом, а группой лиц в соответствии с корпоративными регламентами. Поэтому «назначение виновного» порождает претензии к правоохранительной системе, хотя они обусловлены стоящими перед ними задачами.

Уголовно-правовая политика в эпоху перемен

Участники сессии «Уголовно-правовая политика в эпоху перемен: вызовы и как им противостоять» обсудили основные аспекты уголовно-правовой политики, к реформированию которой, по словам Екатерины Авдеевой, необходимо подходить комплексно, исходя из баланса частных и публичных интересов, а также с учетом долгосрочных перспектив таких изменений.

На сегодняшний день можно констатировать колоссальное улучшение в части налоговых составов. Этому способствовало трехкратное повышение пороговых значений для определения размера ущерба в 2020 году, а также изменение порядка возбуждения уголовных дел в 2022 году – по направленным материалам налоговой проверки в связи с тем, что налоговый орган усматривает недоимку. Важную роль сыграло принятие закона, который был озвучен лично президенту РФ Владимиру Путину на форуме «Деловой России» в 2022 году и поддержан им, что демонстрирует активное участие государства в защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Благодаря этому законопроекту, было определено законодательное основание для отказа в возбуждении уголовных дел в случае, если налоговая недоимка погашена в полном объеме до принятия такого процессуального решения, а также изменились сроки давности по квалифицированным налоговым составам и теперь они составляют 6 лет в связи с тем, что максимальная санкция лишения свободы была уменьшена на 1 год. Данные меры в совокупности улучшают деловой климат, предоставляя большое количество возможностей для предпринимателей.

Екатерина Авдеева отметила, что сегодня актуальным становится вопрос сроков проведения налоговой проверки, чтобы в случае выявления недоимки правоохранители успевали проводить расследование и направлять в суд, а суд – выносить приговор, чтобы наступление сроков давности не приводило к индульгенции для предпринимателей.

Следует отметить, что поступают и избыточные предложения в части либерализации. В частности, речь идет о законопроекте партии «Новые люди», направленном на еще большее повышение порогов по налоговым составам до 35 млн. руб. в качестве крупного ущерба и до 100 млн. руб. в качестве особо крупного. Это приведет, с одной стороны, к снижению превентивной функции уголовного права в части налоговых составов, а значит и снижению поступлений в бюджет, а с другой стороны, правоприменитель может изменить методологию расчета задолженности или вообще использовать иные составы, что в итоге может негативно сказаться на предпринимателях. Проблема определения крупного и особо крупного ущерба по соответствующим частям статей УК РФ больше всего имеет значение для порогов сумм по ст. 159 УК РФ. Существующий порог ущерба в 250 тыс. руб. абсолютно не коррелирует с текущими экономическими реалиями и уровнем инфляции.

Эксперт отметила ситуацию, которая складывается в связи с диспропорцией по ст. 198 УК РФ и ст. 199 УК РФ. Согласно действующей норме, пороги сумм различаются в зависимости от формы ведения бизнеса индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, и, как следствие, различается и степень ответственности. Эта диспропорция видна особенно остро на скандальных примерах российских блогеров. Здесь важно учесть, что закон – на стороне бизнеса, который готов, пока еще не поздно, продемонстрировать осознание ошибок и подать уточненную декларацию или, в случае если из налогового органа уже поступила информация с требованием об уплате недоимки, произвести оплату немедленно. Даже после возбуждения уголовного дела можно ожидать его прекращения или освобождения от уголовного наказания в связи со ст. 28.1 УПК РФ и ст. 76.1 УК РФ в зависимости от стадии, на которой происходит полная уплата налоговой недоимки. Благодаря вступившим в законную силу поправкам в УПК РФ в марте 2023 года в случае уплаты налоговой недоимки до принятия решения о возбуждении уголовного дела, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

«Сегодня поиск решения проблемы избрания меры пресечения в отношении предпринимателей происходит через нахождение универсальной формулы оговорки по совершению преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Однако важно исходить не только из процессуальных аспектов, но и квалификационных, так как выделение специальных составов позволит включать эти составы без дополнительной оговорки», – заявила Екатерина Авдеева. Научное сообщество склонно к выделению только по предмету преступного посягательства, но тем не менее в данном случае это может быть целесообразно для обеспечения защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также возможности применения финансовых санкций для впервые совершивших деяние лиц, как в случае возмещения НДС и исполнения госконтрактов (хотя это вопрос дискуссионный, по мнению Екатерины Авдеевой).

Деловое сообщество к развитию института пробации готово

Актуальность пробации обусловлена новыми вызовами, стоящими перед обществом под воздействием внутренних и внешних факторов. С одной стороны, это позволит решить существенно улучшить криминогенную обстановку. С другой стороны, пробация, в частности, применение труда лиц, осужденных к принудительным работам, может стать оптимальным решением проблемы привлечения дополнительного человеческого капитала и формирования кадрового резерва страны. Об этом заявила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнения судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева на сессии «Сущность пробации: предпосылки к снижению рецидивной преступности».

«Очевидно, что лицу, отбывшему наказание в виде лишения свободы, крайне сложно устроиться на работу, у него сформированы устойчивые криминальные связи, что в совокупности приводит не к предотвращению последующих преступлений (что является важнейшей задачей уголовного наказания), а к дальнейшей криминализации», – уверена эксперт.

Будучи институтом, обеспечивающим социализацию лиц, отбывших наказание в виде заключения под стражу, пробация может быть поэтапной и проходить через стадию применения труда лиц, осужденных к принудительным работам. Такой механизм поддержан на законодательном уровне, так как срок для УДО в этом случае не увеличивается пропорционально, а может быть засчитан и учтен как исправление и компенсация ущерба. «Предприниматели же получат возможность удовлетворить спрос на представителей рабочих специальностей, мотивированных на должное выполнение своих обязанностей, которое позволит им в перспективе рассчитывать на условно-досрочное освобождение и возможность сохранить рабочее место после отбывания наказания в качестве штатного сотрудника», – рассказала Екатерина Авдеева.

При этом следует учитывать, что существуют определенные стоп-факторы, затрудняющие применение достаточно эффективного в долгосрочной перспективе механизма. Предприниматели недостаточно информированы о самом алгоритме пробации. По результатам опроса «Деловой России» в 85 субъектах РФ, требуются как дополнительные разъяснения со стороны профильных ведомств и ФОИВов, так и практические рекомендации со стороны предпринимательского сообщества, обсуждение конкретных кейсов реализации инициативы на практике. Это повысит лояльность и заинтересованность бизнеса, устранит опасения касательно потенциальных финансово-правовых рисков и позволит трансформировать согласованный на уровне руководства страны проект в реально действующий механизм экономической и кадровой политики.

В случае, если предпринимателю потребуется обеспечение проживания таких лиц, то необходимо предусматривать определенные компенсационные механизмы со стороны государства, так как это полезный и выгодный процесс с точки зрения декриминализации общества, вовлеченности бывших криминальных элементов в трудовые отношения и обеспечение таких лиц жильем. Важно также предусмотреть дополнительные фильтры и регламенты, позволяющие допуск к субсидиям и дотациям со стороны государства только реальному бизнесу, вовлеченному в развитие института пробации, минимизируя риски злоупотреблений со стороны лиц, которые будут создавать лишь видимость трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы или осужденных к принудительным работам.

«Важно отметить, что пробация невозможна без вовлечения бизнес-сообщества, на которое возложены важные задачи по разъяснению и популяризации механизма, а также его эффективной реализации. Сегодня очевидна заинтересованность российских регионов, в частности, Республики Мордовия и Карелия, в развитии института пробации. Мы готовы к конструктивному диалогу, проведению дополнительной разъяснительной работы в рамках экспертного центра и расширению института пробации в российском среднем бизнесе», –заключила Екатерина Авдеева.

Удовлетворяя интересы бизнеса, следует исходить из потребностей права

13 мая в заключительный день форума Екатерина Авдеева приняла участие в сессии «Неисполнение договора или мошенничество? Проблема квалификации».

В своем выступлении она акцентировала три грани проблематики. Во-первых, она обратила внимание на необходимость обеспечить должный учет преступлений, совершенных предпринимателями. Вторым важным фактором является отсутствие правовой культуры фиксировать договоренности на бумаге в надежде на получение большего в части неурегулированных вопросов и, с другой стороны, небольшой срок для проведения доследственной проверки по экономическим составам, характерным для предпринимателя. «Когда речь идет об экономических составах, зачастую требуется проводить длительные дорогостоящие экспертизы, отсутствие которых представляет угрозу для бизнеса и приводит либо к тенденции отказа в возбуждении уголовного дела, либо к преждевременному возбуждению», – отметила Екатерина Авдеева. Наконец, наличие договора и отсутствие действий с ускоренной ликвидацией компании и сокрытии лиц является маркером для необходимости в первую очередь обращаться в арбитражный суд.

«При решении вопросов квалификации мошеннических действий и неисполнения договора важно учитывать и реальные факты экономической преступности, от которой страдает экономическая безопасность и развитие экономики в целом. Удовлетворяя интересы бизнеса, следует исходить из потребностей права», – заключила Екатерина Авдеева.

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono