Депутаты предлагают вернуть госконтроль за оборотом стройматериалов
Если отказ от контроля привел к росту фальсификата, то возврат к нему – логичная мера. Считает Екатерина Авдеева, амбассадор "Дежурного по бизнесу". Зампредседатель думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов направил обращение к первому вице-премьеру Денису Мантурову с предложением вернуть государственный контроль за оборотом строительных материалов. Депутат считает, что существующий надзор за сертифицированной продукцией недостаточен и приводит к существенным потерям бюджета.
"Сам возврат госконтроля над оборотом стройматериалов прямого нарушения прав бизнеса не несет. Очевидно, что фальсификат в данной сфере напрямую угрожает жизни и здоровью граждан.
Если отказ от контроля привел к росту фальсификата, то возврат к нему – логичная мера. Более того от фальсификата страдают и сами предприниматели, которые часто не имеют технической возможности должным образом проверить сертификат товара. Применение фальсификата в том же строительстве может приводить к обрушениям конструкций, авариям на инженерных коммуникациях, пожарам и т.д. А это уже уголовно-правовые риски для предпринимателей", - прокомментировала для "Forbes" Екатерина Авдеева.
Она добавила, что вопрос в конкретных механизмах, которые обретет этот контроль. Одно дело, если будет возвращено регулирование отрасли, действовавшее до 2021, другое если контроль будет расширен или изменен. Деловые ассоциации, несомненно, будут мониторить ситуацию и собирать обратную связь от предпринимателей.
"Некоторые опасения понятны, так как любой лишний контроль оборачивается новыми рычагами административного давления. Поэтому тут важно соблюсти баланс интересов государства, общества и бизнеса и сделать возврат к контролю над оборотом стройматериалов максимально бесшовным, так как это затрагивает очень чувствительные для экономики страны отрасли - строительный сектор, ЖКХ, энергетику, автопром", - добавила Екатерина Авдеева.
По данным Кирьянова, доля фальсификата на рынке стройматериалов достигает от 10% до 70% в зависимости от вида продукции, а ежегодные потери бюджета оцениваются в 100 млрд рублей. Он указывает, что до июля 2021 года органы Росстандарта занимались выявлением незаконного оборота несертифицированных стройматериалов, но эту систему упразднили.
Кирьянов подчеркивает, что контроль за качеством работ на стройках возложен на органы строительного надзора, но этого недостаточно. Он приводит в пример цемент, доля незаконного оборота которого в 2021 и 2022 годах выросла втрое.
В связи с этим, депутат предлагает правительству проанализировать эффективность существующего надзора за сертифицированными товарами в отрасли и рассмотреть возможность возвращения государственного контроля за оборотом строительных материалов.