Центробанк будет содействовать МВД в противодействии финансовому мошенничеству
Госдума приняла в первом чтении поправки, обязывающие Банк России уведомлять МВД о случаях и попытках осуществления денежных переводов без согласия клиента.
По мнению одного эксперта «АГ», поправки заслуживают внимания и поддержки, поскольку они направлены на защиту интересов потерпевших от таких преступлений, однако в них имеется существенная правовая неопределенность касательно защиты охраняемой законом тайны. Другой полагает, что принятие законопроекта улучшит ситуацию с раскрытием преступлений о хищении денежных средств с расчетных счетов граждан, права которых наиболее уязвимы. Третья заметила, что поправки органично встраиваются в единую тенденцию по превращению МВД России в орган, аккумулирующий значительную долю автоматизированных сервисов, способствующих расследованию преступлений.
15 июля Госдума приняла в первом чтении поправки в отдельные законодательные акты (законопроект № 160028-8) касательно содействия Центробанка и МВД России с целью противодействия мошенническим действиям в сфере денежных переводов.
Поправки дополняют ч. 44 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности формулировкой о том, что Банк России уведомляет МВД России о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. В свою очередь, ст. 27 Закона о национальной платежной системе предложено дополнить ч. 8 следующего содержания: «Банк России предоставляет федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию, содержащуюся в базе данных, о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указанную в ч. 5 настоящей статьи, на основании сведений, полученных от указанного федерального органа исполнительной власти о совершенных противоправных действиях. Порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сторонами сведений закрепляются в соглашении, заключаемом между Банком России и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».
В пояснительной записке отмечено, что широко распространенное в настоящее время мошенничество, связанное с добровольной передачей физлицом сведений (например, номеров платежных карт, кодов, паролей), которые используются преступниками в целях осуществления несанкционированных операций, в том числе переводов денежных средств без согласия клиентов (“социальная инженерия”), является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом.
«Законопроект разработан с целью совершенствования информационного взаимодействия Банка России и МВД России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств. Эффективным способом профилактики, пресечения и раскрытия преступлений в сфере финансового мошенничества с платежными банковскими картами является оперативное взаимодействие МВД России с Банком России. Информационный обмен между МВД России и Банком России будет осуществляться на основе двусторонних соглашений, которые определят форму и порядок взаимодействия. Предполагается оперативный информационный обмен посредством технологической инфраструктуры Банка России – автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России», – отмечено в записке. Авторы поправок также пояснили, что разработанный ими законопроект расширяет состав пользователей АСОИ ФинЦЕРТ путем добавления в перечень пользователей МВД России. Такой подход позволит, в частности, сохранить правовой режим банковской тайны.
Планируется, что поправки вступят в силу по истечении одного года со дня их официального опубликования.
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов общественной организации «Деловая Россия», адвокат АП г. Москвы Екатерина Авдеева полагает, что законопроект органично встраивается в единую тенденцию по превращению МВД России в орган, аккумулирующий значительную долю автоматизированных сервисов, способствующих расследованию соответствующих преступлений. «В большей степени на правоприменительную практику повлияют условия соглашений между ЦБ РФ и МВД России, по которым можно будет понять характер передаваемых сведений, а также будет ли это передачей или же силовое ведомство получит весь сервис к пользованию по своему усмотрению. Существенное упрощение доступа к банковской информации сотрудникам правоохранительных органов ускорит процесс расследования соответствующих уголовных дел, исключит длительное ожидание ответов на запросы в банки, которые, к тому же, могут не содержать нужную для МВД информацию», – предположила она.
С другой стороны, по словам эксперта, в случае принятия законопроекта дополнительно могут возникнуть определенные коррупционные риски. «Чтобы нивелировать их, круг информации и сотрудников, обладающих доступом в ФинЦЕРТ, должен быть строго определен, а порядок доступа регламентирован с отслеживанием обоснованности и целесообразности запросов», – убеждена Екатерина Авдеева.
Вице-президент АП Ставропольского края Никита Трубецкой полагает, что законопроект имеет целью совершенствование информационного взаимодействия Банка России и МВД России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств. «Одной из причин низкой эффективности расследования таких деяний является отсутствие возможности оперативного получения информации от кредитных организаций. В целом этот проект закона заслуживает внимания и поддержки, поскольку направлен на защиту интересов потерпевших от преступлений, связанных с переводами денежных средств без согласия клиента», – отметил он.
Тем не менее, по словам эксперта, законопроект содержит существенную неопределенность касательно защиты охраняемой законом тайны. «Передача Банком России соответствующей информации будет осуществляться «на основании сведений МВД России о совершенных противоправных действиях». При этом порядок обмена информацией, форма и перечень предоставляемых сведений будут определяться межведомственным соглашением между Банком России и МВД России, именно оно определит форму и порядок взаимодействия (предполагается оперативный информационный обмен посредством автоматизированной системы). Для подготовки такого соглашения и технической инфраструктуры законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления федерального закона в силу в один год. Полагаю, что отсутствие в законопроекте исчерпывающего перечня оснований (конкретизирующих указанное в проекте неопределенное понятие: «на основании сведений МВД России о совершенных противоправных действиях») для направления запроса, а также общих сведений о порядке направления и должностных лицах (занимаемая должность в структуре МВД, необходимость согласования с руководителем отдела, подразделения и т.п.), уполномоченных на направление запроса и получение соответствующей охраняемой законом информацией, – оставляет вопросы об уровне обеспечения защиты персональных данных, банковской тайны, тайны следствия и иной охраняемой законом тайны при обмене информации между ведомствами. Достаточно ли уровня межведомственного соглашения по названным вопросам? Думаю, что нет. Надеюсь, что при рассмотрении законопроекта будут внесены соответствующие поправки», – заключил Никита Трубецкой.
Управляющий партнер, адвокат Criminal Defense Firm Алексей Новиков считает, что принятие законопроекта должно улучшить ситуацию с раскрытием преступлений о хищении денежных средств с расчетных счетов граждан, права которых наиболее уязвимы. «Один из крупнейших банков страны разработал систему, позволяющую выявлять подобные попытки хищений с карт его пользователей. Однако реализуется этот проект только самим банком и только по его банковским картам. Данный законопроект направлен на оперативное предоставление информации правоохранителям, для пресечения противоправных действий в отношении имущества граждан, однако как именно он будет применяться – покажет только время», – полагает он.
По словам эксперта, таких возможностей ранее не было у правоохранителей, поскольку сведения о счетах граждан и операций по ним относятся к категории банковской тайны и охраняются соответствующим законом. «Получить доступ к таким данным можно было лишь на основании решения суда. Будем надеяться, что принятие такого закона благоприятно отразится именно на защите прав граждан, а не будет использоваться ради бесконтрольного и тотального получения информации в обход действующим нормам УПК РФ», – заключил Алексей Новиков.