• Главная
  • Пресс-центр
  • Центробанк будет содействовать МВД в противодействии финансовому мошенничеству
14.12.2022

Центробанк будет содействовать МВД в противодействии финансовому мошенничеству

Госдума приняла в первом чтении поправки, обязывающие Банк России уведомлять МВД о случаях и попытках осуществления денежных переводов без согласия клиента.

По мнению одного эксперта «АГ», поправки заслуживают внимания и поддержки, поскольку они направлены на защиту интересов потерпевших от таких преступлений, однако в них имеется существенная правовая неопределенность касательно защиты охраняемой законом тайны. Другой полагает, что принятие законопроекта улучшит ситуацию с раскрытием преступлений о хищении денежных средств с расчетных счетов граждан, права которых наиболее уязвимы. Третья заметила, что поправки органично встраиваются в единую тенденцию по превращению МВД России в орган, аккумулирующий значительную долю автоматизированных сервисов, способствующих расследованию преступлений.
15 июля Госдума приняла в первом чтении поправки в отдельные законодательные акты (законопроект № 160028-8) касательно содействия Центробанка и МВД России с целью противодействия мошенническим действиям в сфере денежных переводов.

Поправки дополняют ч. 44 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности формулировкой о том, что Банк России уведомляет МВД России о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. В свою очередь, ст. 27 Закона о национальной платежной системе предложено дополнить ч. 8 следующего содержания: «Банк России предоставляет федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию, содержащуюся в базе данных, о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указанную в ч. 5 настоящей статьи, на основании сведений, полученных от указанного федерального органа исполнительной власти о совершенных противоправных действиях. Порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сторонами сведений закрепляются в соглашении, заключаемом между Банком России и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

В пояснительной записке отмечено, что широко распространенное в настоящее время мошенничество, связанное с добровольной передачей физлицом сведений (например, номеров платежных карт, кодов, паролей), которые используются преступниками в целях осуществления несанкционированных операций, в том числе переводов денежных средств без согласия клиентов (“социальная инженерия”), является одной из острых проблем, отрицательно влияющих на уровень доверия населения к дистанционным платежным сервисам и, как следствие, к кредитно-финансовой системе в целом.

«Законопроект разработан с целью совершенствования информационного взаимодействия Банка России и МВД России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств. Эффективным способом профилактики, пресечения и раскрытия преступлений в сфере финансового мошенничества с платежными банковскими картами является оперативное взаимодействие МВД России с Банком России. Информационный обмен между МВД России и Банком России будет осуществляться на основе двусторонних соглашений, которые определят форму и порядок взаимодействия. Предполагается оперативный информационный обмен посредством технологической инфраструктуры Банка России – автоматизированной системы обработки инцидентов ФинЦЕРТ Банка России», – отмечено в записке. Авторы поправок также пояснили, что разработанный ими законопроект расширяет состав пользователей АСОИ ФинЦЕРТ путем добавления в перечень пользователей МВД России. Такой подход позволит, в частности, сохранить правовой режим банковской тайны.

Планируется, что поправки вступят в силу по истечении одного года со дня их официального опубликования.

Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов общественной организации «Деловая Россия», адвокат АП г. Москвы Екатерина Авдеева полагает, что законопроект органично встраивается в единую тенденцию по превращению МВД России в орган, аккумулирующий значительную долю автоматизированных сервисов, способствующих расследованию соответствующих преступлений. «В большей степени на правоприменительную практику повлияют условия соглашений между ЦБ РФ и МВД России, по которым можно будет понять характер передаваемых сведений, а также будет ли это передачей или же силовое ведомство получит весь сервис к пользованию по своему усмотрению. Существенное упрощение доступа к банковской информации сотрудникам правоохранительных органов ускорит процесс расследования соответствующих уголовных дел, исключит длительное ожидание ответов на запросы в банки, которые, к тому же, могут не содержать нужную для МВД информацию», – предположила она.

С другой стороны, по словам эксперта, в случае принятия законопроекта дополнительно могут возникнуть определенные коррупционные риски. «Чтобы нивелировать их, круг информации и сотрудников, обладающих доступом в ФинЦЕРТ, должен быть строго определен, а порядок доступа регламентирован с отслеживанием обоснованности и целесообразности запросов», – убеждена Екатерина Авдеева.

Вице-президент АП Ставропольского края Никита Трубецкой полагает, что законопроект имеет целью совершенствование информационного взаимодействия Банка России и МВД России по вопросам, связанным с возбуждением и расследованием уголовных дел по фактам мошенничества при осуществлении переводов денежных средств. «Одной из причин низкой эффективности расследования таких деяний является отсутствие возможности оперативного получения информации от кредитных организаций. В целом этот проект закона заслуживает внимания и поддержки, поскольку направлен на защиту интересов потерпевших от преступлений, связанных с переводами денежных средств без согласия клиента», – отметил он.

Тем не менее, по словам эксперта, законопроект содержит существенную неопределенность касательно защиты охраняемой законом тайны. «Передача Банком России соответствующей информации будет осуществляться «на основании сведений МВД России о совершенных противоправных действиях». При этом порядок обмена информацией, форма и перечень предоставляемых сведений будут определяться межведомственным соглашением между Банком России и МВД России, именно оно определит форму и порядок взаимодействия (предполагается оперативный информационный обмен посредством автоматизированной системы). Для подготовки такого соглашения и технической инфраструктуры законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления федерального закона в силу в один год. Полагаю, что отсутствие в законопроекте исчерпывающего перечня оснований (конкретизирующих указанное в проекте неопределенное понятие: «на основании сведений МВД России о совершенных противоправных действиях») для направления запроса, а также общих сведений о порядке направления и должностных лицах (занимаемая должность в структуре МВД, необходимость согласования с руководителем отдела, подразделения и т.п.), уполномоченных на направление запроса и получение соответствующей охраняемой законом информацией, – оставляет вопросы об уровне обеспечения защиты персональных данных, банковской тайны, тайны следствия и иной охраняемой законом тайны при обмене информации между ведомствами. Достаточно ли уровня межведомственного соглашения по названным вопросам? Думаю, что нет. Надеюсь, что при рассмотрении законопроекта будут внесены соответствующие поправки», – заключил Никита Трубецкой.

Управляющий партнер, адвокат Criminal Defense Firm Алексей Новиков считает, что принятие законопроекта должно улучшить ситуацию с раскрытием преступлений о хищении денежных средств с расчетных счетов граждан, права которых наиболее уязвимы. «Один из крупнейших банков страны разработал систему, позволяющую выявлять подобные попытки хищений с карт его пользователей. Однако реализуется этот проект только самим банком и только по его банковским картам. Данный законопроект направлен на оперативное предоставление информации правоохранителям, для пресечения противоправных действий в отношении имущества граждан, однако как именно он будет применяться – покажет только время», – полагает он.

По словам эксперта, таких возможностей ранее не было у правоохранителей, поскольку сведения о счетах граждан и операций по ним относятся к категории банковской тайны и охраняются соответствующим законом. «Получить доступ к таким данным можно было лишь на основании решения суда. Будем надеяться, что принятие такого закона благоприятно отразится именно на защите прав граждан, а не будет использоваться ради бесконтрольного и тотального получения информации в обход действующим нормам УПК РФ», – заключил Алексей Новиков.

 

Поделиться:
Теги:
Популярные статьи
25.11.2024
Как найти надёжного поставщика в строительстве
22.08.2023
Очень важно, чтобы категория самозанятых не подменяла рост сектора МСП
21.08.2023
Доходы по месту: россияне начали переходить из МСП в самозанятые

Бизнеса Финансирование

Соглашение об условиях использования сайта dezhurnyj-po-biznesu.ru

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Соглашение содержит условия использования сайта пользователями  dezhurnyj-po-biznesu.ru интернет-ресурса.
1.2. Интернет-ресурс dezhurnyj-po-biznesu.ru (далее также «сайт») является сайтом, который предназначен для размещения информации о продуктах и услугах Администратора сайта.
1.3. Пользователь в полном объеме и безоговорочно принимает условия настоящего Соглашения, а также принимает условие о возможном изменений Администратором в любой момент условий настоящего Соглашения.
1.4. Для целей доступа к сайту пользователь самостоятельно обеспечивает себя необходимым оборудованием, программным обеспечением и доступом в Интернет.
1.5. Пользователь дает право Администратору направлять посредством установленных каналов связи информационные сообщения пользователю для целей обеспечения взаимодействия.

2. Порядок пользования сайтом.

2.1. Администратор предоставляет пользователю право некоммерческого использования сайтом, что предполагает невозможность без согласования с Администратором интернет-ресурса осуществление любых действий по извлечению прибыли, либо иных действий, направленных на извлечение дохода от использования сайта.
2.2. Администратор вправе в любой момент произвести идентификацию личности пользователя для целей подтверждения предоставленных пользователем сведений о себе.
2.3. Пользователь осознает, что используя сайт, несет все возможные риски, вытекающие из такого использования. Администратор сайта предоставляет право использовать возможности интернет-ресурса и содержащихся сервисов, продуктов, услуг но не предоставляет какие-либо гарантии от использования таких сервисов, продуктов, услуг.
2.4. Администратор не несет ответственность за любой ущерб, в том числе убытки, причиненные пользователю вследствие использования последним контента, который был размещен на сайте.
2.5. Администратор имеет право редактировать, удалять сообщения и контент пользователей по своему собственному усмотрению.

3. Политика конфиденциальности.

3.1. Пользователь дает свое согласие на предоставление Администратору права использования, обработки, хранения персональных данных, в том числе сбор, запись (в том числе на электронные носители), хранение, уточнение (обновление, изменение), удаление.
3.2. Любые предоставленные пользователем персональные данные, а также иные сведения используются исключительно в целях оказания пользователю услуг Администратором в соответствии с заключенными договорами между пользователем и Администратором.
3.3. Администратор предпринимает разумные меры предосторожности для обеспечения защиты персональных данных пользователей от незаконного использования. Пользователь может самостоятельно определять объеме предоставленной информации о себе, за исключением установленных Администратором обязательных персональных сведений о пользователе.

4. Использование результатов интеллектуальной деятельности.

4.1. Все права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые на сайте, в том числе права на товарные знаки, знаки обозначения, патенты, полезные модели, промышленные образцы, программы ЭВМ, ноу-хау, контент (тексты, музыка, видео) принадлежат на законном праве Администратору. Никто не вправе без согласия Администратора использовать результаты интеллектуальной деятельности в своих интересах, либо интересах третьих лиц. Исключением является возможность использования объектов интеллектуальной собственности в процессе пользования сайтом конкретным пользователем. Никакой контент и результаты интеллектуальной деятельности, размещенные на сайте, не могут быть использованы иным образом без предварительного разрешения правообладателя. Под использованием подразумеваются, в том числе: воспроизведение, копирование, переработка, распространение на любой основе, и др.
4.2. Использование пользователем контента для личного некоммерческого использования допускается при условии сохранения всех знаков охраны авторского права, смежных прав, товарных знаков, других уведомлений об авторстве, сохранения имени (или псевдонима) автора/наименования правообладателя в неизменном виде, сохранении соответствующего объекта в неизменном виде. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством.

5. Гарантии и ответственность.

5.1. Пользователь использует сайт в пределах условий настоящего Соглашения и на свой собственный риск.
5.2. Администратор не гарантирует, что сайт в целом, его отдельные составляющие, в том числе пользовательские функции и сервисы будут соответствовать целям и ожиданиям пользователя.
5.3. Администратор не несет ответственность за все виды убытков, которые могут произойти вследствие использования пользователем сайта или его отдельных частей и сервисов.
5.4. В случаях установленных законодательством, при наличии вины Администратора, с учетом положений настоящего Соглашения размер ответственности Администратора не может превышать 10 000 (десять тысяч) рублей.

Яндекс.Метрика