logo
This is an empty menu. Please make sure your menu has items.
Business Duty Officer

Business once again relieved of excessive pressure

Business once again relieved of excessive pressure

published on the Kremlin website list of instructions following the results of the plenary session of the congress and the meeting with members of the bureau of the all-Russian public organization "Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs", held 16 March this year. One of the instructions is to submit proposals to reduce excessive pressure on business.

RSPP must do this before 1 June. We are talking about making changes to the criminal and criminal procedural legislation in the economic sphere., providing for the reduction of excessive pressure on business. The head of the organization Alexander Shokhin was appointed responsible for the implementation of the order.

The topic is not new.: Back in February, in an address to the Federal Assembly, the President stated, that it is necessary to revise the norms of the Criminal Code and decriminalize a number of economic crimes.

“It was private business against the background of external attempts to contain Russia that proved, able to adapt to rapidly changing market conditions", Vladimir Putin says.

And already in March, the RSPP presented a package of measures to reduce criminal and administrative pressure on business. In him, reports RBC, it was proposed to decriminalize violations under ten articles of the Criminal Code, business related, and increase the amount of large and especially large damages for a number of economic crimes.

According to the RSPP, some of these articles are outdated or liability for them is already provided for in the Code of Administrative Offenses, and other violations are not so dangerous, to be punished. Among the articles, proposed to be decriminalized, - articles on illegal business (Art. 171), violation of the rules for the emission of pollutants into the atmosphere (h. 1 Art. 251), illegal use of an invention or utility model (h. 1 Art. 147) and others.

Reduced liability in exchange for higher taxes

Absolutely obvious, notes the senior managing partner of the law firm PG Partners Petr Gusyatnikov, that now the state wants to develop new support measures for business development in the country. Related to this is the intention to mitigate criminal prosecution of businesses for crimes in the economic sphere.. More likely, criminal liability in some cases will be replaced by penalties. Probably, after 1 June, we will see relief. Who and to what extent will they affect?, so far it's hard to say.

“Meanwhile, the state is also thinking about, how to increase the tax burden on business. That is, one compensates for the other, says the lawyer.

For business, This, undoubtedly, positive trend, But how it will work in practice - time will tell., considers Gusyatnikov. For some, the possibility of criminal prosecution acted as a deterrent. According to the expert, thanks to this, we were able to come to that, what do we have now. And now we have a truly legal state. There are nuances, but in general the law is respected. On the other hand, nothing prevents the return of criminal prosecution, if the situation deteriorates in terms of compliance with the law.

There are initiatives, offers are weighed

Reforming criminal and criminal procedure legislation is fully in line with trends, set by the president, considers the ambassador “business officer” Ekaterina Avdeeva. However, despite , that the declared system will help reduce excessive pressure on business, a serious comprehensive assessment is needed, taking into account, one side, balance of private and public interests and, on the other hand, potential consequences in the deferred period - as economic, and legal.

"Initiatives, worked out to date in our expert center are balanced proposals without bias in any direction. They will help increase economic security and the attractiveness of entrepreneurship, as well as bringing relevant legislation in line with economic and geopolitical realities”, the expert says.

First of all, considers Avdeev, it is worth paying attention to the issues of raising the threshold values ​​for determining the amount of damage from economic crimes. If the tax composition thresholds were raised three times back in 2020 year, today there is an acute problem of determining large and especially large damage under Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation, most often imputed to business entities. The amounts that determine the thresholds have a certain amount of archaism and require mandatory revision. Raising the thresholds is also relevant for some other articles in the field of entrepreneurial activity, in particular, Art. 160 CC RF.

With a comprehensive adjustment of the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, it is necessary to pay attention to the epicenter of the problem, to its source. It's about, for example, on the choice of a measure of restraint in the form of detention. Searching for a universal formulation for more than 10 years of existence of the norm did not give the expected results. Therefore, the proposal of "Business Russia" - to single out separate special trains - seems more appropriate, expert believes.

Many issues of law enforcement lie rather in the plane of procedures, I'm sure Avdeeva. So, consideration should be given to extending the duration of the pre-investigation check, which will contribute to a more complete analysis and the adoption of more balanced procedural decisions in the event of the presence of certain expertise. In terms of organizational changes, it is advisable to improve the mechanisms for summoning for interrogation.

The experts also expressed the need to refuse to initiate criminal proceedings in the event of, if customs payments have been paid in full.

"Thus, this is just a part of the results presented on the comprehensively prepared initiatives of the Expert Center for changing criminal and criminal procedure legislation. It is also important to take into account, what solutions, related to procedural aspects, may not fall within the scope of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, but to demand the involvement of organizational, structural and qualification changes”, - concludes Ekaterina Avdeeva.

Other news

Share this info. Choose a social media!

pro bono consultation

логотип
Это пустое меню. Пожалуйста, убедитесь, что в вашем меню есть пункты.
Дежурный по бизнесу

Бизнес в который раз избавят от избыточного давления

Бизнес в который раз избавят от избыточного давления

На сайте Кремля опубликован перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», состоявшихся 16 марта нынешнего года. Одно из поручений – представить предложения по снижению избыточного давления на бизнес.

РСПП должен сделать это в срок до 1 июня. Речь идет о внесении в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в экономической сфере изменений, предусматривающих снижение избыточного давления на бизнес. Ответственным за выполнение поручения определен глава организации Александр Шохин.

Тема не новая: еще в феврале в обращении к Федеральному собранию президент заявил, что нужно пересмотреть нормы Уголовного кодекса и декриминализировать ряд экономических преступлений.

«Именно частный бизнес на фоне внешних попыток сдержать Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре», — считает Владимир Путин.

А уже в марте РСПП представил пакет мер по снижению уголовного и административного давления на бизнес. В нем, передает РБК, было предложено декриминализировать нарушения по десяти статьям Уголовного кодекса, связанным с ведением бизнеса, и повысить размер крупного и особо крупного ущерба для ряда экономических преступлений.

Как считают в РСПП, часть указанных статей устарела либо ответственность по ним уже и так предусмотрена в КоАП, а нарушения по другим не настолько опасны, чтобы быть уголовно наказуемыми. Среди статей, которые предлагается декриминализировать, — статьи о незаконном предпринимательстве (ст. 171), нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (ч. 1 ст. 251), незаконном использовании изобретения или полезной модели (ч. 1 ст. 147) и другие.

Снижение ответственности в обмен на повышение налогов

Совершенно очевидно, отмечает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников, что сейчас государство хочет разработать новые меры поддержки для развития бизнеса в стране. С этим связано намерение смягчить уголовное преследование бизнеса за преступления в экономической сфере. Скорее всего, уголовная ответственность в каких-то случаях будет заменена штрафными санкциями. Вероятно, после 1 июня, мы увидим послабления. Кого и в какой мере они коснутся, пока сложно сказать.

«Тем временем государство думает и о том, как увеличить налоговую нагрузку на бизнес. То есть, одно компенсируется другим, – говорит юрист.»

Для бизнеса, это, безусловно, положительная тенденция, но как это будет работать на практике – покажет время, считает Гусятников. Для некоторых возможность уголовного преследования выступала сдерживающим фактором. Как полагает эксперт, благодаря этому нам удалось прийти к тому, что мы имеем сейчас. А сейчас мы имеем действительно правовое государство. Есть нюансы, но в целом законодательство соблюдается. С другой стороны, ничто не мешает вернуть уголовное преследование, если ситуация ухудшится в плане соблюдения законодательства.

Инициативы есть, предложения взвешены

Реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства полностью соответствует трендам, заданным президентом, считает амбассадор “Дежурного по бизнесу” Екатерина Авдеева. Однако, несмотря на то, что заявленная система будет способствовать снижению избыточного давления на бизнес, необходима серьезная комплексная оценка, учитывающая, с одной стороны, баланс частных и публичных интересов и, с другой стороны, потенциальных последствий в отложенном периоде – как экономических, так и правовых.

«Инициативы, проработанные к сегодняшнему дню в нашем экспертном центре – это взвешенные предложения без перекоса в какую-либо из сторон. Они будут способствовать повышению экономической безопасности и привлекательности предпринимательства, а также приведению профильного законодательства в соответствие с экономическими и геополитическими реалиями», – говорит эксперт.

В первую очередь, считает Авдеева, стоит уделить внимание вопросам повышения пороговых значений для определения размера ущерба от экономических преступлений. Если по налоговым составам пороги были подняты в три раза еще в 2020 году, то сегодня остро стоит проблема определения крупного и особо крупного ущерба по ст.159 УК РФ, наиболее часто вменяемой субъектам предпринимательской деятельности. Определяющие пороги сумм имеют определенную долю архаичности и требуют обязательного пересмотра. Поднятие порогов актуально и для некоторых других статей в сфере предпринимательской деятельности, в частности, ст. 160 УК РФ.

При комплексной корректировке УК РФ и УПК РФ необходимо обращать внимание на эпицентр проблемы, на ее источник. Речь идет, например, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Поиск универсальной формулировки за более чем 10 лет существования нормы не дал ожидаемых результатов. Поэтому предложение «Деловой России» – выделить отдельные специальные составы – представляется более целесообразным, полагает эксперт.

Многие вопросы правоприменения лежат скорее в плоскости процедур, уверена Авдеева. Так, следует рассмотреть возможность увеличения сроков доследственной проверки, что будет способствовать более полному анализу и принятию более взвешенных процессуальных решений в случае наличия определенных экспертиз. В плане организационных изменений целесообразно усовершенствовать механизмы вызова на допрос.

Экспертами высказывалась также необходимость отказа в возбуждении уголовных дел в случае, если таможенные платежи были уплачены в полном объеме.

«Таким образом, это всего лишь часть приведенных результатов по комплексно подготовленным инициативам Экспертного центра по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Важно также учитывать, что решения, связанные с процессуальными аспектами, могут не лежать в сфере действия УПК РФ, а требовать подключения организационно-структурных и квалификационных изменений», – заключает Екатерина Авдеева.

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono