Бизнес в который раз избавят от избыточного давления
На сайте Кремля опубликован перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», состоявшихся 16 марта нынешнего года. Одно из поручений – представить предложения по снижению избыточного давления на бизнес.
РСПП должен сделать это в срок до 1 июня. Речь идет о внесении в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в экономической сфере изменений, предусматривающих снижение избыточного давления на бизнес. Ответственным за выполнение поручения определен глава организации Александр Шохин.
Тема не новая: еще в феврале в обращении к Федеральному собранию президент заявил, что нужно пересмотреть нормы Уголовного кодекса и декриминализировать ряд экономических преступлений.
«Именно частный бизнес на фоне внешних попыток сдержать Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре», — считает Владимир Путин.
А уже в марте РСПП представил пакет мер по снижению уголовного и административного давления на бизнес. В нем, передает РБК, было предложено декриминализировать нарушения по десяти статьям Уголовного кодекса, связанным с ведением бизнеса, и повысить размер крупного и особо крупного ущерба для ряда экономических преступлений.
Как считают в РСПП, часть указанных статей устарела либо ответственность по ним уже и так предусмотрена в КоАП, а нарушения по другим не настолько опасны, чтобы быть уголовно наказуемыми. Среди статей, которые предлагается декриминализировать, — статьи о незаконном предпринимательстве (ст. 171), нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (ч. 1 ст. 251), незаконном использовании изобретения или полезной модели (ч. 1 ст. 147) и другие.
Снижение ответственности в обмен на повышение налогов
Совершенно очевидно, отмечает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников, что сейчас государство хочет разработать новые меры поддержки для развития бизнеса в стране. С этим связано намерение смягчить уголовное преследование бизнеса за преступления в экономической сфере. Скорее всего, уголовная ответственность в каких-то случаях будет заменена штрафными санкциями. Вероятно, после 1 июня, мы увидим послабления. Кого и в какой мере они коснутся, пока сложно сказать.
«Тем временем государство думает и о том, как увеличить налоговую нагрузку на бизнес. То есть, одно компенсируется другим, – говорит юрист.»
Для бизнеса, это, безусловно, положительная тенденция, но как это будет работать на практике – покажет время, считает Гусятников. Для некоторых возможность уголовного преследования выступала сдерживающим фактором. Как полагает эксперт, благодаря этому нам удалось прийти к тому, что мы имеем сейчас. А сейчас мы имеем действительно правовое государство. Есть нюансы, но в целом законодательство соблюдается. С другой стороны, ничто не мешает вернуть уголовное преследование, если ситуация ухудшится в плане соблюдения законодательства.
Инициативы есть, предложения взвешены
Реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства полностью соответствует трендам, заданным президентом, считает амбассадор “Дежурного по бизнесу” Екатерина Авдеева. Однако, несмотря на то, что заявленная система будет способствовать снижению избыточного давления на бизнес, необходима серьезная комплексная оценка, учитывающая, с одной стороны, баланс частных и публичных интересов и, с другой стороны, потенциальных последствий в отложенном периоде – как экономических, так и правовых.
«Инициативы, проработанные к сегодняшнему дню в нашем экспертном центре – это взвешенные предложения без перекоса в какую-либо из сторон. Они будут способствовать повышению экономической безопасности и привлекательности предпринимательства, а также приведению профильного законодательства в соответствие с экономическими и геополитическими реалиями», – говорит эксперт.
В первую очередь, считает Авдеева, стоит уделить внимание вопросам повышения пороговых значений для определения размера ущерба от экономических преступлений. Если по налоговым составам пороги были подняты в три раза еще в 2020 году, то сегодня остро стоит проблема определения крупного и особо крупного ущерба по ст.159 УК РФ, наиболее часто вменяемой субъектам предпринимательской деятельности. Определяющие пороги сумм имеют определенную долю архаичности и требуют обязательного пересмотра. Поднятие порогов актуально и для некоторых других статей в сфере предпринимательской деятельности, в частности, ст. 160 УК РФ.
При комплексной корректировке УК РФ и УПК РФ необходимо обращать внимание на эпицентр проблемы, на ее источник. Речь идет, например, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Поиск универсальной формулировки за более чем 10 лет существования нормы не дал ожидаемых результатов. Поэтому предложение «Деловой России» – выделить отдельные специальные составы – представляется более целесообразным, полагает эксперт.
Многие вопросы правоприменения лежат скорее в плоскости процедур, уверена Авдеева. Так, следует рассмотреть возможность увеличения сроков доследственной проверки, что будет способствовать более полному анализу и принятию более взвешенных процессуальных решений в случае наличия определенных экспертиз. В плане организационных изменений целесообразно усовершенствовать механизмы вызова на допрос.
Экспертами высказывалась также необходимость отказа в возбуждении уголовных дел в случае, если таможенные платежи были уплачены в полном объеме.
«Таким образом, это всего лишь часть приведенных результатов по комплексно подготовленным инициативам Экспертного центра по изменению уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Важно также учитывать, что решения, связанные с процессуальными аспектами, могут не лежать в сфере действия УПК РФ, а требовать подключения организационно-структурных и квалификационных изменений», – заключает Екатерина Авдеева.