логотип
Дежурный по бизнесу

Антикоррупционные стандарты для бизнеса: почему не стоит игнорировать

Антикоррупционные стандарты для бизнеса: почему не стоит игнорировать

Коррупция для бизнеса не меньшая беда чем коррупция во власти. Данная проблема особенно актуальна, когда, например проворовавшийся менеджер за откат закупает по завышенным ценам оборудование и материалы, создавая значительные убытки для бизнеса. Однако, когда беда случается бывает уже поздно. Правовые механизмы привлечения таких работников в виде уголовной ответственности по статье 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации и иным основаниям далеко не всегда помогают, когда ситуация зашла уже слишком далеко.

Потому наиболее важным для бизнеса становиться разработка собственных антикоррупционных стандартов. Принцип открытости, транспарентности бизнеса в системе антикоррупционной политики имеет важное значение для каждой компании. В настоящее время существует множество рекомендаций, направленных на стимулирование компаний к прозрачности ведения бизнеса, нулевой толерантности к коррупционным проявлениям, предоставляют организациям примеры передовой практики, превращая соблюдения требований в важный показатель для руководства компании и ее бизнеса в целом таким образом, чтобы комплаенс стал неотъемлемой частью повседневной заботы руководства и всех сотрудников.

Базовым вопросом остается проблема состояния антикоррупционного законодательства с позиций интересов бизнеса, возможности функционирования в новых правовых установлениях. В условиях новых ценностных ориентиров антикоррупционная политика – не только условие экономического роста и уверенность бизнеса в том, что управленческое решение направлено на общественное благо, как требует ст. 75.1 Конституции Российской Федерации, но и в связи с закреплением поддержки институтов гражданского общества повышается ответственность и бизнес-объединений.

Проблемой открытости бизнеса является формирование имманентной антикоррупционной политики на основе достоверности всех элементов, характеризующих бизнес.

Транспарентность (прозрачность) бизнеса — многогранный феномен, включающий ряд неотъемлемых характеристик:

  • надлежащая идентификация бизнеса через регистрационные режимы, правомерный формат получения и хранения достоверной информации о собственниках, учредителях и управленческом персонале, прозрачность трудовых отношений, соответствие общим требованиям ведения бухгалтерского учета, статистической отчетности. В последние годы прозрачность бенефициарного владения, ранее являвшаяся нишевой концепцией, вышла на первое место в глобальной повестке дня по борьбе с коррупцией.
  • настройка всего предпринимательского сектора на антикоррупционный стиль деятельности и поведения в каждом сегменте коммуникаций с государством и гражданским обществом. Транспарентность (прозрачность) бизнеса — это четкое следование логике противодействия коррупционным рискам на уровне взаимодействия бизнеса с крупнейшим заказчиком, с государством.
  • соблюдение норм налогового законодательства в современной парадигме противодействия размыванию налоговой базы, соблюдения пределов получения обоснованной налоговой выгоды и адекватное их отражение в отчетности.
  • соблюдение правил поведения бизнес-структуры не только в реальном, но и в виртуальном пространстве, отсечение попыток манипулирования финансовой и нефинансовой информацией в интернет-пространстве.
  • непременное включение в систему реформ государственного управления сегмента, направленного на раскрытие бюджетной информации, предотвращающего растрату и хищение бюджетных средств, одновременно оказывающего положительное влияние на уровень участия в этих процессах гражданского общества.

Новые механизмы прозрачности выстраиваются по линии большей информационной открытости бизнеса, в контексте совершенствования законодательства, уточнения параметров взаимодействия правоохранительных и налоговых органов, совершенствования внутрифирменного антикоррупционного комплаенса, в парадигме информационного обмена и административного сотрудничества в области налогообложения между государствами.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит положение об обязанности юридических лиц по раскрытию информации о бенефициарных собственниках. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности.

В Российской Федерации в целях декриминализации и противодействия коррупционным проявлениям минимизации соответствующих рисков Росфинмониторинг проводит комплексный мониторинг отдельных отраслей и проектов. Одновременно принцип прозрачности реализуется в парадигме построения современного налогового правопорядка: тенденция состоит в том, чтобы на базе автоматизированных информационных систем ФНС РФ создать универсальную платформу, которая позволит иметь доступ ко всей информации, ко всему массиву бухгалтерской отчетности, предоставленной другими ведомствами и министерствами. Данная тенденция характерна и для поддержания прозрачности рынка ценных бумаг.

Прозрачность финансовых отчетов – это та степень раскрытия финансовой информации, которая позволяет пользователям финансовой отчетности понимать состояние бизнес-процессов на уровне данного субъекта предпринимательской деятельности. Прозрачность иной, нефинансовой информации – это следование нормам корпоративной социальной ответственности.

Доступность и прозрачность информации способствует созданию запаса прочности, уверенности в компании и снижает отчуждение между организацией и заинтересованными сторонами. Полагаем, что должны быть сформированы стандарты надлежащего предоставления информации на официальных сайтах компаний.

Такой подход может стимулировать своеобразную конкуренцию транспарентности компаний. Так, в мировой практике зафиксированы пока еще редкие случаи, когда компании за счет политики транспарентности смогли даже улучшить свое экономическое положение.

Антикоррупционный комплаенс в России становится важным элементом корпоративного управления и внутреннего контроля, средством минимизации рисков и достижения целей устойчивого развития. Компании внедряют меры по предупреждению и противодействию коррупционным проявлениям, повышают их эффективность, поскольку заинтересованы в том, чтобы избежать негативных эффектов недобросовестного делового поведения и коррупции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие новости

Поделитесь информацией. Выберите свою соцсеть!

Консультация pro bono